Тема 4.1. Организация грузовых автомобильных перевозок.
Процессы приватизации в сфере автомобильных перевозок проводились более высокими темпами, чем на других видах транспорта, что способствовало формированию реальной конкурентной среды. Свыше 62% автотранспортных предприятий автомобильного транспорта общего пользования преобразованы в акционерные общества преимущественно с частным капиталом. Приватизированы более 2000 крупных и средних автопредприятий или примерно 73% от их общей численности.
На рынке грузовых автотранспортных услуг работает более 500 тыс. операторов. Малые автотранспортные фирмы и индивидуальные предприниматели владеют примерно одной третью грузового парка страны. При этом 90% всех объемов грузоперевозок выполняется субъектами негосударственного сектора.
Наметившееся оживление экономики, некоторый рост темпов производства валового внутреннего продукта адекватно отразился на деятельности предприятий транспортного комплекса. Грузовым автопарком всех отраслей экономики в 1997 году перевезено 5.6 млрд. тонн груза, грузооборот составил порядка 145 млрд. ткм, что несколько превышает соответствующие показатели 1996 года. В то же время тарифы на перевозку грузов в среднем по Российской Федерации за 1997 год возросли в 1,1 раза.
Растет удельный вес междугородных перевозок. Производители и отправители продукции все чаще отдают предпочтение автомобильному транспорту, обеспечивающему доставку по схеме «от двери до двери». Поэтому в последние годы увеличивается среднее расстояние перевозок. Соответственно повышается спрос на большегрузные автопоезда.
Объем международных автомобильных перевозок между Россией и зарубежными странами вырос с 2 млн. тонн в 1990 году до 16 млн. тонн в 1997 году, увеличившись более чем на 18% по сравнению с предыдущим годом. Количество субъектов - отечественных перевозчиков на международном транспортном рынке превысило 2 тысячи, а парк насчитывает около 10 тыс. автомобилей. Примерно 92% российских международных перевозчиков - это предприятия с акционерным капиталом и частные предприниматели и только около 8% - государственные предприятия. Малым предприятиям принадлежит более 50% парка.
При переходе к рыночным отношениям произошли коренные изменения во взаимоотношениях грузового автотранспорта и обслуживаемой им клиентуры. Стихийный рынок товаров создает непредсказуемый характер грузопотоков, непроизводительное использование транспортных средств, перегруженность дорожной сети, ухудшение экологической обстановки.
Многочисленные независимые предприятия различных форм собственности и индивидуальные предприниматели, занимаясь автотранспортной деятельностью, используют собственный подвижной состав для перевозок своих грузов, достигая большего удобства пользования и лучшей маневренности парка автомобилей. Только в Москве в 1995 году действовало около 200 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, из которых порядка 60% имели от одного до десяти автомобилей.
Вместе с тем у данной категории автовладельцев нередко отсутствуют необходимые условия хранения, обслуживания, ремонта подвижного состава, недостаточен уровень контроля за обеспечением безопасности движения и экологии. Интересы предпринимателей не всегда совпадают с интересами общества. Коммерческой тайной становится наличие грузов, потребность в перевозках, стоимость перевозок и услуг.
В то же время смена формы собственности в процессе разгосударствления и приватизации не привела к повышению эффективности работы крупных автотранспортных предприятий общего пользования. Их мощная производственная база и квалифицированный персонал не используются в полной мере. Отсюда перераспределение объемов в сторону автоперевозчиков малого бизнеса.
Основные применяемые термины и понятия:
Автотранспортная деятельность в области грузовых перевозок - комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок грузов, включая транспортно-экспедиционную работу, техническую эксплуатацию автотранспортных средств и пр.
Оператор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее в установленном порядке определенный вид автотранспортной деятельности.
Перевозчик - оператор, заключивший в установленном порядке договор автомобильной перевозки грузов. Деятельность перевозчиков предусматривает, в частности, за вознаграждение перевозки грузов, принадлежащих другим юридическим или физическим лицам, а также предоставление клиентам связанных с перевозкой дополнительных услуг.
Клиент - гражданин или юридическое лицо, пользующееся или намеренное воспользоваться услугами оператора на основании договоров (перевозки, транспортной экспедиции и др.), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1. Специфика транспорта, как отрасли материального производства.
2. Транспортные издержки.
2.1 Показатели работы автотранспортных средств на линии
2.2 Расчет выработки подвижного состава
2.3 Себестоимость автомобильных перевозок и элементы тарифной системы автомобильного транспорта
3. Особенности работы автотранспорта в условиях рынка
4. Виды грузовых автомобильных перевозок, их классификация и особенности
4.1 Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
4.3 Перевозки скоропортящихся грузов
5. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность автомобильного транспорта в РФ
6. Товарно-транспортная документация
6.1 Структура и содержание путевых перевозочных документов
6.2 Порядок оформления путевых документов
6.3 Порядок оформления перевозочных документов
6.4 Обработка и обобщение данных путевых и перевозочных документов
7. Перевозки на условиях транспорта общего пользования
8. Понятие конкурентоспособности услуг и качество перевозок грузов
9. Требования к подвижному составу при организации перевозок
9.1 Требования, предъявляемые к транспортным средствам при перевозке опасных грузов
9.2 Требования, предъявляемые к транспортным средствам при перевозке скоропортящихся грузов