2.2 Расчет выработки подвижного состава
Выработка грузовых автомобилей. Оценка выработки подвижного состава связана с понятием ездки. Ездкой называется законченный цикл процессе перевозки, включающий пробег с грузом, порожний пробег и погрузку (разгрузку). Количество перевозимого автотранспортным средством груза в течение одной ездки остается неизменным, тогда как от ездки к ездке оно изменяется в результате погрузки и разгрузки.
Основными расчетными характеристиками ездки являются общий пробег за ездку l, длина груженой части ездки lег время погрузки и разгрузки, приходящееся на одну ездку tпр. Фактические значения указанных величин определяются делением соответственно общего сменного пробега, общего груженого пробега и суммарного времени погрузки-разгрузки на количество выполненных за смену ездок.
Основными показателями выработки автотранспортного средства являются объем перевозок и грузооборот.
Объем перевозок груза за ездку Qe равен количеству тонн груза, доставленному автотранспортным средством в течение ездки. Объем перевозок за все время в наряде равен:
Выполненный за ездку грузооборот равен:
а грузооборот, выполненный транспортным средством за все время в наряде равен:
Важной характеристикой эксплуатационных условий работы автотранспортных средств является среднее расстояние перевозка одной тонны груза:
При выполнении расчетов следует иметь в виду, что
Коэффициент использования пробега характеризует долю груженого пробега в суммарном пробеге автотранспортных средств:
Отношение количества груза, фактически перевезенного автотранспортным средством в течение времени в наряде, к потенциально возможному объему перевозок называется статическим коэффициентом использования грузоподъемности:
Аналогичный показатель, характеризующий отношение фактически выполненного грузооборота к потенциально возможному, носит название динамического коэффициента использования грузоподъемности:
Коэффициенты gс и gд для одной ездки равны между собой; при расчете этих показателей за все время в наряде они будут равны лишь при условии равной загрузки автотранспортного средства во всех выполненных ездках.
Для определения общей сменной выработки автотранспортного средства в тоннах и в тонно-километрах используются следующие зависимости:
Приведенные формулы устанавливают основные соотношения между показателями выработки автотранспортных средств и технико-эксплуатационными показателями.
На основе приведенных соотношений могут быть также рассчитаны:
часовая производительность автотранспортного средства в тоннах и тоннокилометрах:
часовая производительность в расчете на одну автомобиле-тонну грузоподъемности:
сменная выработка парка в целом:
количество единиц подвижного состава, необходимое для выполнения заданного суточного (сменного) объема перевозок или грузооборота:
Приведенные зависимости могут быть использованы также для оценки влияния отдельных технико-эксплуатационных показателей на выработку подвижного состава. Анализом работы автотранспортных средств в реальном диапазоне эксплуатационных условий установлено, что наиболее сильное влияние на выработку оказывает длина груженой части ездки, далее следуют (в порядке уменьшения влияния) коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования пробега, время погрузки-разгрузки и, наконец, техническая скорость.
При использовании приведенных зависимостей следует иметь в виду, что они справедливы, в основном, для случая, когда автотранспортное средство выполняет в течение времени в наряде несколько ездок (что наиболее характерно для городских и пригородных перевозок), а каждая ездка завершается полной разгрузкой автомобиля.
Расчет выработки и производительности автотранспортных средств при междугородных и международных перевозках, а также в случаях, когда автотранспортное средство догружается или разгружается частично (работа на сборно-развозочных маршрутах) производится по методикам, описанным в специальной литературе.