2.3 Себестоимость автомобильных перевозок и элементы тарифной системы автомобильного транспорта.
В данном разделе использованы дополнительно следующие условные обозначения:
С— себестоимость транспортной работы, руб/ткм, руб/пасс.км, руб/пл.км;
W — объем фактически выполненной транспортной работы, ткм, пасс.км, пл.км;
Ззп — заработная плата водителей, соответствующая выполненной транспортной работе, руб;
Зпс — постоянные затраты, руб/час;
tс — суммарное время выполнения данного объема транспортной работы, авточасов;
3пр — переменные затраты, руб/км;
lс — суммарный пробег автотранспортных средств при выполнении данного объема транспортной работы, км;
Ср — расчетная величина себестоимости перевозок, руб/ткм, руб/пасс.км, руб/пл-км;
S — суммарные затраты в расчете на один километр пробега, руб/км;
D — доходная ставка, руб/ткм, руб/пасс.км, руб/пл.км;
Добщ — сумма доходов, полученная за выполнение определенной транспортной работы, руб.
Себестоимость перевозок является основным экономическим показателем, характеризующим эффективность использования автотранспортных средств. Кроме того, уровень и структура себестоимости представляют собой основу для построения тарифов на перевозки.
Фактическая себестоимость перевозок определяется отношением суммарных затрат, связанных с осуществлением перевозки, к объему выполненной транспортной работы.
Затраты, связанные с выполнением перевозок, принято группировать следующим образом:
а) переменные затраты, зависящие, главным образом, от пробега подвижного состава при выполнении перевозок и потому определяемые в расчете на один километр пробега. К переменным затратам относятся затраты на топливо, затраты на смазочные материалы, затраты на восстановление и ремонт шин, затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава;
б) постоянные затраты, не связанные непосредственно с выполнением конкретной перевозки и не зависящие от показателей работы подвижного состава на линии. Постоянные затраты исчисляются в расчете на один час работы подвижного состава. К постоянным затратам относятся накладные расходы и амортизационные отчисления;
в) заработная плата водителей, величина которой определяется в зависимости от принятой для данного вида перевозок системы оплаты труда. Размер заработной платы может зависеть от выполненной транспортной работы, отработанного времени, других факторов.
Измерителями транспортной работы являются: для грузовых автомобилей — грузооборот или пробег (в зависимости от формы оплаты перевозочных услуг), для автобусов и маршрутных такси — пассажирооборот, для легковых таксомоторов — платный пробег.
Величина себестоимости транспортной работы на определенном виде перевозок с учетом указанных выше групп показателей может быть определена по формуле:
Для удобства расчетов при планировании себестоимости перевозок все виды затрат для каждого типа подвижного состава могут быть нормированы и условно приведены к одному километру пробега. При этом расчетная величина себестоимости перевозок может быть определена по формулам:
— для грузовых автомобилей;
— для автобусов и маршрутных такси;
— для легковых таксомоторов.
Тарифная система. Выполнение перевозок за плату с применением определенной тарифной схемы является основным признаком коммерческого (работающего по найму) автотранспортного предприятия. В зависимости от вида перевозок тарифная схема и уровень тарифов могут устанавливаться перевозчиком самостоятельно, контролироваться или полностью определяться органами государственного регулирования транспортной деятельности.
При перевозках грузов автомобильным транспортом тарифная схема и уровень тарифов определяются непосредственно перевозчиком. На практике применяются три основные тарифные схемы:
а) с оплатой перевозки груза. Данная схема используется перевозчиком обычно в том случае, если эксплуатационные условия обеспечивают необходимую для рентабельной эксплуатации загрузку подвижного состава. В наиболее общем случае при использовании данной схемы взимается плата за заказ подвижного состава, плата за время пребывания автотранспортного средства у клиента и собственно плата за перевозку определенного количества груза (так называемая трехставочная схема). В зависимости от эксплуатационных условий из тарифной платы может быть исключена отдельная оплата заказа (при работе с постоянной надежной клиентурой) или оплата времени выполнения заказа (при соблюдении заказчиком согласованных норм времени простоя под погрузкой и разгрузкой), или обе эти составляющих;
б) с оплатой использования подвижного состава. Данная схема фактически предусматривает оплату автомобиле - часов работы у клиента и применяется в тех случаях, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточной коммерческой загрузки подвижного состава. В зависимости от эксплуатационных условий тарифная плата может предусматривать также отдельную оплату заказа и оплату превышающего расчетный пробега подвижного состава;
в) с индивидуально-договорной оплатой. Данная схема предусматривает применение по согласованию с заказчиком укрупненных и упрощенных измерителей транспортных услуг (ездки, заезды, доставленные контейнеры и т.д.), по которым и производится расчет тарифной платы. В основе применения этой схемы лежит учет средних сложившихся издержек перевозчика при обслуживании данного грузовладельца в относительно стабильных эксплуатационных условиях.
Тарифные схемы и тарифные ставки могут дифференцироваться перевозчиком по клиентуре, по видам грузов, по видам перевозок, по типам и маркам применяемого подвижного состава. В любом случае дополнительно могут оплачиваться предоставляемые клиенту неперевозочные услуги (погрузка и разгрузка, хранение, упаковка грузов и т.д.).
Тарифы на перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении устанавливаются местными органами власти, при этом пассажиры, как правило, компенсируют лишь часть расходов перевозчика. Остальная часть средств, необходимых для безубыточной работы автотранспортного предприятия, поступает из местного бюджета путем выплат по так называемому расчетному тарифу.
Система тарифов на автобусные перевозки может предусматривать различные варианты оплаты: тариф за поездку независимо от расстояния, участковые или поясные тарифы, повременные тарифы. Величина тарифа может учитывать также день недели или время суток, в которое выполняется перевозка, а также предусматривать льготы для различных категорий пассажиров. Проездная плата взимается обычно за проезд пассажира и отдельно — за перевозку каждого места багажа. Используемая система тарифов увязывается с применяемыми организационно-техническими формами оплаты проезда и контроля полноты оплаты (продажа билетов кондуктором, применение абонементных талонов и компостеров, использование касс-копилок, касс-полуавтоматов и т.д.).
Тарифы на перевозки пассажиров легковыми такси устанавливаются перевозчиком. Тарифная система, как правило, предусматривает оплату: посадки пассажиров (включение таксометра), пробега такси с пассажирами : (из покилометрового расчета) и времени ожидания пассажиров (из почасового расчета). В случае заказа такси отдельно оплачивается также заказ и пробег автомобиля к месту посадки пассажиров.
Отношение полученных перевозчиком за определенную транспортную работу доходов к величине этой транспортной работы называется доходной ставкой:
Доходная ставка может определяться для предприятия в целом, для гида перевозок, для отдельных марок и типов подвижного состава. Сравнение доходной ставки с себестоимостью перевозок работы позволяет анализировать прибыльность и рентабельность соответствующего вида перевозок.