7.  Перевозки на условиях транспорта общего пользования.

Помимо предприятий, работающих на транспортном рынке и получающих доходы от перевозки не принадлежащих им грузов, (коммерческих перевозчиков), существует значительный сектор нерыночной транспортной работы, где нет клиента. В него входят предприятия, эксплуатирующие автотранспортные средства для перевозки принадлежащих им товаров или нетоварных ценностей, используемых в производстве или для иных собственных нужд. Объем перевозок, выполняемых такими некоммерческими эксплуатантами автотранспортных средств, достигает 60% от всего объема перевозок автомобильным транспортом.

В странах с развитой рыночной экономикой этот сектор находится в сфере государственного ведения и учитывается при регулировании транспортного рынка. Введение понятий некоммерческого эксплуатанта автотранспортных средств и перевозчика соответствует принятому в рыночной экономике разделению автотранспортной деятельности на перевозки, выполняемые "профессионалами" на основе найма, и использование автотранспортных средств для собственных нужд граждан и организаций без извлечения прибыли из перевозок как таковых.

Целями такого разделения являются:

В действующем положении о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 №322) предусмотрена выдача стандартной лицензии на перевозку грузов на коммерческой основе и ограниченная лицензия на перевозку собственных грузов для производственных целей. Таким образом, существующий порядок лицензирования в значительной мере защищает профессионального перевозчика, то есть предприятия, для которых транспортный бизнес является основным видом деятельности, так как именно они более эффективны для экономики государства.

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности не только для самого перевозчика, но и для третьих лиц (пешеходы и другие участники дорожного движения). Поэтому при получении лицензии на некоммерческую эксплуатацию автотранспортных средств юридические лица или индивидуальный предприниматель должны подтвердить соответствие имеющегося подвижного состава и других ресурсов, предназначенных для выполнения соответствующих перевозок, действующим требованиям в области безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Для удовлетворения постоянных потребностей в социально-значимых перевозках органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местные органы власти) могут формировать государственный (муниципальный) заказ на осуществление отдельных видов автотранспортной деятельности. Такой заказ размещается в обязательном порядке по перевозчикам, признанным в соответствии с действующим законодательством монополистами в данном виде деятельности, и на конкурсной (тендерной) основе по остальным перевозчикам (указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» от 08.04.97 №305).

Государственный заказ оформляется договором, по которому перевозчик обязан выполнять условия предоставления автотранспортных услуг, установленные заказчиком (размеры провозных платежей определяются на основании фиксированных тарифов, выполнение перевозок грузов по графикам и др.). В условиях договора определяются размеры и порядок предоставления компенсации за выполнение налагаемых на деятельность перевозчика ограничений.

При размещении государственного заказа на перевозку груза приоритет должны иметь, в частности, предприятия, содержащие автомобильные колонны войскового типа. В отношении этих предприятий (номерных автоколонн) органы законодательной власти субъекта Российской Федерации могут, например, принять решение о предоставлении льгот по налогу на имущество. Финансирование соответствующих заданий по содержанию указанных автоколонн должно осуществляться из средств государственного бюджета.

Перевозчики, выполняющие государственный (муниципальный) заказ, могут получать статус перевозчиков общего пользования. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 789) этим статусом обладает коммерческая организация, обязанная согласно выданной ей лицензии осуществлять перевозки грузов для каждого, кто к ней обратится (любой гражданин или юридическое лицо).

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 ГК РФ), в отношении которого законодательством предусмотрено, в частности, установление одинаковых тарифов на работы и услуги для всех потребителей и недопущение необоснованного уклонения перевозчика от заключения такого договора при наличии возможности предоставить клиенту соответствующие услуги.

Hosted by uCoz