6.4 Обработка и обобщение данных путевых и перевозочных документов.

Обработка путевой и перевозочной документации включает в себя проведение коммерческих и расчетных операций за выполненную транспортную работу и итоговых показателей работы автотранспортного средства и водителя за день (смену, рейс).

Обработка путевых листов и транспортных накладных может производиться автоматизированным с применением ЭВМ и ПЭВМ, механизированным и ручным способами.

Наибольшее распространение получила в настоящее время автоматизированная система информационного обеспечения оперативной автотранспортной деятельности хозяйственных структур, позволяющая наряду с расчетными операциями осуществлять комплексное информационное обслуживание всех участников процесса автомобильных перевозок грузов, а также внутренних служб перевозчика (АСУ АТП).

Предпосылками реализации автоматизированной системы документооборота являются соответствующие требованиям этой системы путевые и перевозочные документы, компьютерно-коммуникационные и программные средства, автоматизированные рабочие места участников перевозок грузов (диспетчера, бухгалтера, таксировщика, учетчика горючего и других производственных структур перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя и т.д.).

В этом случае все операции по выписке, заполнению путевого листа, обработке транспортных накладных, включая оформление платежных поручений в банк, осуществляются на персональных компьютерах, в памяти которых содержится банк справочно-информационных данных перевозчика и обслуживаемой клиентуры.

Время автоматизированной обработки документов в автотранспортном предприятии составляет 2-3 часа вместо нескольких рабочих дней при ручной обработке. Предъявление платежных поручений в банк и счетов заказчикам за выполненную транспортную работу производится на следующие за рабочим днем сутки.

В результате ускоряется оборачиваемость денежных средств, улучшается финансовое состояние автотранспортного предприятия, клиентуры и качество транспортного обслуживания.

Преимуществом автоматизированной системы является также использование ее в качестве инструмента надежной архивации и хранения документов в базе данных, что для перевозчика делает информационную систему первичного учета более "открытой", т.е. позволяющей накапливать исходную информацию, развивать современный менеджмент, расширять сферу информационного взаимодействия с клиентурой и партнерами по перевозке.

Обработка путевых и перевозочных документов включает в себя расчеты следующих итоговых показателей работы автотранспортного средства и водителя:

Количество израсходованного автомобилем горючего равно количеству, находящемуся в баке автомобиля в момент выезда на работу, плюс количество горючего, выданного в натуре или в виде талонов, и минус остаток, с которым возвращается автомобиль на предприятие, в гараж. Наряду с фактическим расходом горючего формой путевого листа предусматривается также фиксация расхода горючего по нормам, установленным для отдельных марок автомобилей. Сопоставление фактического расхода горючего с расходом по норме позволяет определить:

Штучные, длинномерные, а также объемные грузы (дрова, лесоматериалы, песок, глина, известь и т.п.) могут быть переведены в весовое выражение путем применения установленных для этой цели переводных коэффициентов; тонно-километры определяются путем умножения количества (массы) перевезенного груза на расстояние перевозки грузов.

Путевая и перевозочная документация является также основанием для определения стоимостных показателей перевозок грузов по результатам работы за день (смену, рейс).

К ним, в частности, относятся:

Из общей стоимости определяется плата, которую должен получить перевозчик от заказчика-плательщика за выполненные перевозки грузов и сопутствующие перевозке транспортно-экспедиторские операции и услуги.

Результат расчетов стоимости транспортной работы фиксируется в соответствующем разделе транспортной накладной и служит основанием для выписки платежного документа заказчику-плательщику.

После обработки путевого листа и транспортных накладных третий экземпляр накладной вместе с платежным поручением направляется заказчику-плательщику, а четвертый экземпляр передается вместе с путевым листом в архив перевозчика.

Обработка информации по данным путевых и перевозочных документов обеспечивает проведение оперативно-технического учета, контроля и анализа деятельности перевозчика, а также составление статистической и бухгалтерской отчетности для органов государственного управления и контроля.

Hosted by uCoz