1. Специфика транспорта, как отрасли материального производства.
Отношения в области автотранспортной деятельности регулируются федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, Устав (кодекс) автомобильного транспорта, правила перевозок грузов и т.д.), принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, а также международными договорами РФ.
Правовые акты, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации, по техническим вопросам автотранспортной деятельности, в том числе определяющие правила использования транспортных средств, безопасность и правила дорожного движения, экологическую безопасность, являются обязательными для всех юридических лиц и граждан на территории РФ.
Автомобильный транспорт России в настоящее время представлен всеми формами собственности на имущество предприятий (здания и сооружения, подвижной состав), в том числе:
государственной, находящейся в федеральном ведении или в ведении субъектов Российской Федерации;
муниципальной, находящейся в ведении органов местного самоуправления;
акционерной с тем или иным соотношением государственного и частного капитала;
частной;
смешанной, в т.ч. с привлечением иностранного капитала.
Вопросы делегирования полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности регулируются постановлением Правительства Российской Федерации «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» от 10.02.94 № 96. Условия приватизации предприятий автомобильного транспорта, имеющих мобилизационные задания (часть имущества этих предприятий предназначена для укомплектования автомобильных колонн войскового типа, для нужд Министерства обороны Российской Федерации и выполнения мобилизационных заданий), изложены в приложении № 1 к распоряжению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 07.12.92 №1041-р, «Положение о приватизации предприятий автомобильного транспорта, имеющих мобилизационные задания».
Важнейшими задачами государственного управления автотранспортной деятельностью в области перевозок грузов являются:
обеспечение уровня предложения автотранспортных услуг, достаточного для удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц. Это предполагает определение порядка допуска к автотранспортной деятельности, обеспечение свободы выбора профессионального перевозчика или же использования собственных автотранспортных средств, а также поддержку социально значимых видов перевозок;
установление и контроль выполнения правил справедливой конкуренции на рынке автотранспортных услуг, в частности путем организации подготовки и введения в действие законодательных актов, правил, норм, стандартов и других нормативных документов, регламентирующих перевозочную деятельность на территории России;
повышение качества работ и услуг при перевозке грузов;
повышение конкуренции российских перевозчиков на рынке международных перевозок и защита внутреннего рынка автотранспортных услуг;
создание условий для безопасного и экологически безвредного осуществления автотранспортной деятельности.
Органом государственного управления автотранспортной деятельностью на федеральном уровне является Департамент автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Контроль автотранспортной деятельности и регулирование рынка автотранспортных услуг с учетом их предложения на региональном уровне выполняют территориальные отделения Департамента Российской транспортной инспекции Минтранса России, а также соответствующие органы управления транспортом в субъектах Российской Федерации. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты по вопросам функционирования муниципального автомобильного транспорта, не противоречащие федеральным законам, предусматривают в местных бюджетах расходы на обеспечение автотранспортной деятельности.
Региональные и муниципальные органы управления транспортом не вправе устанавливать правила, создающие конкурентные преимущества для отдельных перевозчиков или видов транспорта и отличающиеся от единых правил, действующих на территории Российской Федерации.
Государственная поддержка направляется на обеспечение потребностей в автотранспортных услугах в тех сегментах рынка, где уровень их предложения недостаточен. Так, например, в сфере городских и пригородных перевозок целесообразно устанавливать относительно низкие тарифы на социально-значимые перевозки грузов хлеба, молока, обслуживание детских учреждений, больниц и т.п. В этих случаях на договорной основе с муниципальными органами управления предусматриваются условия финансовой поддержки предприятий транспорта из средств местных бюджетов. При прочих равных условиях такая поддержка должна в первую очередь предоставляться перевозчикам, обеспечивающим наиболее эффективное ее использование по назначению, а также применяющим безопасные и экологически совершенные технологии, транспортные средства и топливо.
В настоящее время на территориях субъектов Российской Федерации производители транспортных работ и услуг, как правило, разобщены. Особое неудобство и трудности от этого испытывают вновь образованные малые предприятия, индивидуальные предприниматели и наемные работники. Формулировать и защищать законные интересы таких юридических и физических лиц могут их соответствующие некоммерческие объединения в виде ассоциаций и союзов. Совместно с обществами потребителей и органами власти они формируют баланс интересов в области транспорта. В ряду решаемых ими задач, как правило, находятся:
защита прав и интересов предпринимателей, осуществляющих автотранспортную деятельность;
обеспечение свободного доступа к нормативной литературе и получения квалифицированной юридической помощи;
создание транспортных бирж;
организация межрегионального сотрудничества;
общественный надзор за соблюдением органами государственного управления законодательных и нормативных актов, регулирующих вопросы предпринимательства, и др.
Объединения перевозчиков, потребителей транспортных услуг или иных участников транспортной деятельности могут привлекаться к решению конкретных задач управления при условии, что это не создает отдельным организациям или гражданам преимуществ в осуществлении перевозок и не приводит к недобросовестной конкуренции.
Перевозка грузов начинается на месте их производства и заканчивается местом их потребления. Процесс перевозки начинается с процесса подготовки груза к перевозке (накопление, упаковка, маркировка и т.д.). Процесс накопления (например, на заводе или фабрике) необходим, чтобы получить нужное количество груза, направляемого в адрес одного потребителя. Затем следует процесс погрузки и доставки автомобильным транспортом с завода, например, на железнодорожный транспорт.
На складе железнодорожной станции выполняются процессы оформления документов, далее снова процесс накопления, который продолжается до тех пор, пока ее накопится груз для одного вагона, который в процессе формирования включается в отправляемый поезд. Во время транспортирования от места отправления до станции назначения вагон, возможно, на сортировочной станции будет включен в другой поезд, что вызовет снова процесс формирования. Далее следует процесс разгрузки вагона я передача груза на автомобильный транспорт, чтобы доставить груз получатели. У получателя ящики или контейнеры с грузом разгружаются. Таким образом, пропев перевозки груза состоят из целое цепочки отдельных частных процессов.
Технологические операции, из которых складывается процесс перевозки, неоднородны и сильно отличаются своей продолжительностью. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы процесса перевозки, каждый из которых выполняет определенные задачи. Например, этап передачи груза с одного вида транспорта на другой при автомобильно-железнодорожных (водных) перевозках состоит из следующих операций: разгрузка подвижного состава автомобильного транспорта; транспортирование груза на склад, складские операции (горизонтальная и вертикальная укладка груза); обеспечение сохранности груза; оформление складской документации; хранение на складе; операция, необходимые на период складирования (охлаждение, вентиляция и т.п.); подготовка груза для выдачи со склада: транспортирование грузе к вагону; погрузка груза в вагон; укладка груза в вагоне; закрепление груза или закрытие дверей вагона; составление соответствующей документации.
Если передача груза совершается непосредственно из автомобиля в вагон, то отпадают некоторые из перечисленных операций.
Выполнение этапа по подготовке груза к перевозке на предприятиях мясомолочной промышленности состоит из операций по транспортированию, разгрузке, хранению и санобработке тары, ремонту тары при необходимости, укладке готовой продукция в тару, хранению уложенной продукции я других операция. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в определенной зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т.д.). Таким образом, процесс перевозки груза является многоэтапным и многооперационным процессом с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций. Отдельные этапы процесса перевозки груза часто рассматриваются как самостоятельные процессы. Поэтому в литературе в настоящее время пишут о перевозочном процессе, процессе транспортирования, о погрузочно-разгрузочном процессе и т. д.
На рис. 1. и 2. показаны технологические схемы процесса перевозки грузов. Процесс перевозки груза имеет циклический характер. Это значит, что за исключением трубопроводного транспорта, деятельность которого осуществляется непрерывно, перемещение груза совершается повторяющимися производственными перевозочными циклами, следующими один за другим. Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла.
Цикл перевозочного процесса характеризуется высокой степенью динамизма, непрерывной сменой состояния процесса и изменением состава элементов. Циклы отдельных процессов перевозки грузов колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки груза слагается из многих отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель— достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.
Рис. 1. Технологические схемы процесса перевозки грузов
Рис. 2. Технологические схемы процесса перевозки грузов
Анализ схем процесса перевозки грузов показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу, этапы, присущие только подвижному составу, и совместные этапы.
Совместные этапы - этап погрузки, транспортирования и разгрузки. Различные этапы - подача подвижного состава под погрузку, подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование и т.д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предприятий,, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использования подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава, для выполнения процесса перевозки груза необходимо, помимо транспортирования груза, произвести его погрузку и выгрузку, а также подать подвижной состав под погрузку, т.е. выполнить транспортный процесс.
С позиции народного хозяйства процесс перевозки груза - это комплекс этапов от момента готовности груза к отправлению до получения груза потребителем. Если считать, что груз готов к отправлению, когда он поступил на склад для отправления, а моментом получения груза, когда он выгружен на складе грузополучателя из подвижного состава и готов вступить в производственный процесс, то процесс перевозки будет состоять из этапов: подготовки груза к перевозке, погрузки, транспортирования, разгрузки в складирования груза на складе грузополучателя. Когда груз доставляется различными видами транспорта (за несколько транспортных циклов), то добавляются этапы, связанные со сменой подвижного состава (передачей груза с одного типа подвижного состава на другой).
Чтобы не приводить к семантическим проблемам, дадим определения некоторым основополагающим понятиям.
Процесс перевозки -. совокупность операций, от момента подготовки груза к отправлению до момента получения груза грузополучателем, связанных с перемещением груза в пространства без изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств груза (этапы 1-2-3-4-5 ряс. 1. или этапы 1-2-3-4-5-6-7 рис. 2.).
Процесс перемещения— совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного хранения груза, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки -(этапы 2-3-4 рис. 1. или этапы 2-3-4-5-6 рис. 2.).
Транспортный процесс - совокупность операций погрузки а погрузочном и перегрузочных пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава поя погрузку (этапы 2-3-4-6 рис. 1. или этапы 2-3-4-8 и 4-5-6-9 рис. 2.).
Цикл транспортного процесса - производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, погрузки, транспортирования и разгрузки груза.
Законченный цикл транспортного процесса называется иногда ездкой . (этапы 2-3-4-6 рис. 1. или 2-3-4-8 или 4-5-6-9 рис. 2.).
Операция перемещения - часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.
Транспортирование - операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки (этап 3 или этап 5 рис. 2.).
Комплектация - одна или несколько операций перемещения грузов с целью отбора их из различных точек хранения, доставки и объединения для создания комплекса, необходимого в процессе. производства или для других целей - отправки заказчику, потребителю или по другому назначению.
Накопление - операция сосредоточения в процессе перемещения в одном месте необходимого количества перемещаемых однородных грузов, вызываемых требованиями производства или другими причинами.
Пакетирование - операция укрупнения грузовой единицы укладкой более мелких единиц на общий поддон или в тару большего размера в строго установленном порядке с определенной пространственной ориентацией, и в случае необходимости последующим скреплением пакета.
Складирование - операция размещения грузов в определенном порядке для хранения или временного накопления.
Погрузка - операция перемещения груза с места постоянного хранения или временного накопления на транспортное средство.
Разгрузка - операция перемещения груза с транспортного средства на место постоянного хранения или временного, накопления.
Перегрузка - операция перемещения груза с одного транспортного средства на другое или с одного места хранения на другое.
Транспортная партия - совокупность однородных грузовых единиц, одновременно перемещаемых по одному общему маршруту (по одному транспортному документу).
Транспортная продукция - масса груза в натуральном выражении, доставленная от места производства до места потребления.
Опыт организации перевозок показывает, что не весь груз, погруженный в пункте производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Причиной тому - потери груза, порча, естественная убыль и др.