Тема 5.3. Обязательное и добровольное страхование на автомобильном транспорте.
Стремительный рост автомобильного парка страны (в настоящее время зарегистрировано более 30 миллионов автомототранспортных средств), увеличение интенсивности дорожного движения, рост автомобильных перевозок грузов и пассажиров (объем автомобильных перевозок грузов превышает объем перевозок всех других видов транспорта вместе взятых), рост автотуризма - эти и другие факторы приводят к значительному числу совершаемых дорожно-транспортных (ДТП) и иных происшествий при эксплуатации автомобильного транспорта. Так в 1997 г. в России было зарегистрировано 156,5 тысяч ДТП и среди этого числа 50 тысяч. ДТП совершено не установленными водителями, в которых погибло 27665 человек и получили ранения около 178 тыс. человек. Относительные показатели аварийности в нашей стране (т.е. приведенные к одному транспортному средству, к единице протяженности дорог и т.п.) в 3-8 раз выше, чем в зарубежных странах развитой автомобилизации. А это значит, что риск получить повреждение АТС или ущерб жизни и здоровью на наших дорогах существенно выше, чем в других странах. Кроме больших социальных потерь ДТП приводят к многомиллионным материальным убыткам граждан, организаций и государства. Эксплуатация АТС чревата и иными рисками. Так, несмотря на то, что число угонов АТС уменьшилось почти в два раза, в 1998 г. было угнано около 113 тыс. автомобилей, выявлено 18 тысяч подложных документов и 37 автомобилей с измененной маркировкой. Кроме ДТП и угонов дорожное движение, перевозочная деятельность сопровождаются многими другими рисками и событиями, приводящими к причинению вреда элементам, составным частям и субъектам перевозочного процесса и дорожного движения (пожары, стихийные бедствия и т.п.).
1. Сущность и специфика страхования на автомобильном транспорте
2. Страхование автотранспортных средств
3. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств