6. Страхование пассажиров.

При перевозке пассажиров автотранспортное предприятие (автоперевозчик) не несет полной гарантированной ответственности за жизнь и здоровье пассажиров в процессе перевозки, кроме случаев вины самого автоперевозчика.

Действующим законодательством установлена лишь такая обязанность перевозчика по отношению к пассажиру, как обязанность перевезти пассажира в пункт назначения в определенный срок. А ответственность автоперевозчика в виде штрафа установлена за задержку отправления пассажира и(или) опоздание прибытия в пункт назначения.

Ответственность же перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется на основании общих положений гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда, как юридического лица, а не перевозчика, т.е. специальная ответственность перевозчика, как самостоятельного субъекта правоотношений, за жизнь и здоровье пассажира законодательством не установлена.

Таким образом, перевозчик должен возместить вред жизни и здоровью пассажира, если перевозчик (как в принципе и любое другое лицо) сам является причинителем этого вреда (как и любой другой причинитель вреда) или иными словами является виновником происшествия, в результате которого был причинен вред жизни и здоровью пассажира (как и любому другому лицу).

Так, например, если пассажир пострадал в результате ДТП, совершенного по вине перевозчика, то он имеет право выставить ему соответствующий иск и получить возмещение ущерба. Но если перевозчик не виновен в событии или происшествии, которое привело к ущербу жизни и здоровью пассажира, то и никаких обязательств по отношению к перевозимым пассажирам у него нет. Стоит заметить, что перевозчик и как владелец источника повышенной опасности также не несет ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Таким образом, действующим законодательством не установлена ответственность перевозчика, как самостоятельного субъекта правоотношений, за жизнь и здоровье пассажиров, в отличие от его ответственности за сохранность грузов.

Ликвидация этого пробела в экономической защищенности пассажира при автомобильных перевозках может достигаться сейчас только страхованием самого пассажира (в качестве страхователя) в добровольном порядке или введением обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев при перевозке.

На территории Российской Федерации указами Президента РФ от 07.07.92 № 750 "О государственном обязательном страховании пассажиров" и от 06.04.94 № 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" введено обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров автобусов, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций.

 Страхование пассажиров является единственным обязательным видом страхования на автомобильном транспорте и соответственно единственным видом автострахования, порядок проведения которого регламентирован государственными нормативно-правовыми документами. Однако, этот вид страхования установлен только для междугородных перевозок пассажиров и не распространяется на международные, пригородные и городские маршруты, сообщения и перевозки.

Обязательное личное страхование пассажиров при междугородных перевозках осуществляется путем заключения договоров страхования между страховыми компаниями, имеющими лицензию на проведение именно этого вида страхования и автотранспортными, транспортно-эксплуатационными и иными предприятиями и организациями, осуществляющими перевозку пассажиров (автоперевозчиками). Таким образом, страхователем является автоперевозчик. Однако, страховая премия (страховые взносы) фактически взимаются не с автоперевозчика, а с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже ему билета (иного проездного документа, путевки), которую затем перевозчик перечисляет (уплачивает) страховой компании в соответствии с договором страхования. Стоит заметить, что пассажиры, имеющие право бесплатного проезда в РФ, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страховой премии (страховых взносов).

Размер страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров утверждает орган государственного надзора за страховой деятельностью (Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ) по согласованию с Министерством транспорта РФ. Как уже отмечалось страховой тариф включается в стоимость билета.

Таким образом, проездной билет, проданный пассажиру, является документом, не только заменяющим договор на перевозку, но и на страхование. Сроком страхования является период с момента выхода застрахованного пассажира на посадочную площадку для посадки на автобус и до момента оставления его в пункте назначения.

При проведении обязательного страхования пассажиров страховые компании обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного пассажира правил проведения данного вида страхования.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров установлена в размере 120 установленных законом минимальных размеров оплаты труда на дату приобретения проездного документа (билета).

При получении травмы в результате несчастного случая или происшествия во время перевозки пассажиру выплачивается часть страховой суммы, пропорционально тяжести травмы. Выплаты страхового обеспечения за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, производятся страховыми компаниями в следующих размерах:

В случае смерти пассажира страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Страховые выплаты по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) выплачиваются независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием, но по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Страховая компания, с которой перевозчик заключил договор обязательного личного страхования пассажиров, обязана произвести страховую выплату пострадавшему пассажиру или его наследникам не позднее 10 дней на основании составленного перевозчиком акта о несчастном случае и других документов, предусмотренных правилами проведения данного вида страхования. Первый экземпляр акта вручается застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Кроме акта о несчастном случае для получения страхового обеспечения застрахованный пассажир (его представитель, наследник) представляет в страховую компанию, с которой перевозчик заключил договор об обязательном личном страховании пассажиров, следующие документы:

Стоит заметить, что значительная часть собранных страховых взносов по обязательному личному страхованию пассажиров (70%) должна направляться страховыми компаниями не на страховые выплаты пострадавшим пассажирам, а на финансирование мероприятий по предупреждению ДТП и несчастных случаев на транспорте, таких как обустройство привокзальных территорий, улучшение материально-технической базы автобусных парков, проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий для водителей междугородных автобусов, организация и оснащение учебных центров повышения квалификации водителей, классов по безопасности движения и др. При этом 30% от суммы отчислений в резерв предупредительных мероприятий по обязательному личному страхованию пассажиров подлежат централизации в специальный фонд при Министерстве транспорта РФ.

Hosted by uCoz