2. Классификация средств и способов безгаражного хранения автомобилей.
Организация хранения подвижного состава, при которой были бы в достаточной мере обеспечены надежный пуск двигателей, минимальные износы агрегатов и узлов, экономичность при удовлетворительной экологической основе, а также безопасность движения после длительной стоянки, в практике эксплуатации решается либо путем строительства теплых стоянок, либо с помощью различных средств и способов безгаражного хранения автомобилей.
Под безгаражным хранением понимается процесс содержания технически исправного подвижного состава на открытых площадках, обеспечивающий его готовность к выезду для использования по назначению (в климатических условиях данного региона).
Преодоление трудностей, возникающих при безгаражном хранении автомобилей при низких температурах, и в том числе трудностей пуска двигателя, может быть решено с помощью сохранения тепла от его предыдущей работы или использования тепла, получаемого от внешнего источника. Кроме того, применяются средства, обеспечивающие так называемый «холодный» пуск двигателя.
Способы безгаражного хранения могут быть групповым или индивидуальным. В большинстве случаев применение того или иного способа связано с тепловой подготовкой автомобиля.
Тепловая подготовка (обогрев) – это процесс передачи тепловой энергии от теплоносителя к агрегатам, узлам и системам автомобиля для достижения (или поддержания) их необходимого температурного состояния.
На автотранспортных предприятиях используются групповые и индивидуальные средства и способы безгаражного хранения автомобилей (рис. 1).
Рис. 1. Классификация средств и способов безгаражного хранения автомобилей
Эти средства могут быть стационарными или передвижными. Индивидуальные средства чаще всего предназначены для единичных автомобилей, работающих в отрыве от постоянных баз.
Для групповых средств используются тепловая и электрическая энергия, газовая сеть и газогенераторы.
Теплота от внешнего источника (тепловой, газовой сети и т. п.) может быть использована в режиме меж сменного подогрева или в режиме разогрева, непосредственно перед выездом автомобиля на линию.
Под подогревом автомобиля (агрегата) понимается тепловая подготовка, которая начинается сразу после возвращения автомобиля с линии и продолжается до момента очередного выхода на нее.
Разогрев автомобиля (агрегата) – это тепловая подготовка, начинающаяся за время, меньшее продолжительности стоянки автомобиля между сменами –до начала такой подготовки автомобиль может остывать до температуры окружающей среды.
В первом случае не возникает необходимости в мощных, высокопроизводительных источниках тепла. Во втором случае источник тепла должен обладать большой тепло производительностью, чтобы обеспечить обогрев автомобиля (или его агрегатов) в течение короткого времени.
Использование тепла в режиме подогрева имеет преимущество перед разогревом. Подогрев автомобиля способствует сокращению времени простоев в момент выезда его на линию, так как исключает дополнительные работы по заправке системы охлаждения двигателя, часто связанные с опасностью травматизма. Тепло в этом случае более равномерно распределяется по массе двигателя.
В качестве теплоносителей в групповых средствах используют воду, пар, масло, воздух, газовоздушную смесь. Они могут применяться при заполненных или порожних системах охлаждения автомобилей.
Наибольшее распространение в практике работы АТП получили такие групповые способы, как водо- и парообогрев, воздухообогрев, электрообогрев и инфракрасный газовый обогрев.
Индивидуальные средства включают в себя подогреватели, являющиеся, неотъемлемой частью автомобиля, средства холодного пуска. В качестве индивидуальных средств используются утеплительные чехлы и другие устройства, в той или иной мере обеспечивающие сохранение тепла агрегата автомобиля после возвращения его с линии на стоянку.
Работа большинства средств обогрева связана с использованием тепла или энергии, поступающих от внешнего источника или вырабатываемых в самом подогревателе (индивидуальные подогреватели), поэтому представляет интерес расчет количества теплоты, затрачиваемой в том или ином случае.
Пуск двигателя без предварительного разогрева.
Большое количество исследований показывает, что кроме описанных выше существуют и другие способы пуска, к которым относится так называемый холодный пуск. Наиболее эффективным способом пуска двигателей без предварительного разогрева является разработанное и исследованное в НИИАТ и НАМИ комплексное использование пусковых жидкостей; специальной регулировки карбюраторов и загущенного моторного масла с пологой вязкостно-температурной характеристикой.
Пусковые жидкости подаются во всасывающий тракт двигателя с помощью специальных несложных приспособлений или в виде аэрозоля. Основой пусковой жидкости для дизелей является обычный диэтиловый эфир, обладающий низкой температурой воспламенения (около 130—140° С) и очень большой летучестью (температура кипения 34,5° С).
2.1 Индивидуальные подогреватели
2.3 Обогрев воздухом и газовоздушной смесью
2.4 Электрообогрев