2.2. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей.
Утверждены заместителем главного государственного санитарного врача СССР 5 мая 1988 г. № 4616-88(извлечения).
1. Общие положения
1.1. Настоящие Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов, грузовых, легковых и специальных автомобилей (далее - автомобилей).
1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.
1.3. Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.
1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими правилами.
1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения.
2. Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны
2.1. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных (табл.2.1) или допустимых (табл.2.2 и 2.3) параметров микроклимата не позднее, чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.
С выходом настоящих Правил утрачивают силу «Санитарные привила по гигиене труда водителей автомобилей» № 4233-86 от 30.12.86 г.
Таблица 1. Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей.
Сезон года | Типы автомобилей | Температура воздуха, °С | Относительная влажность, % | Скорость движения воздуха, м/с, не более |
Холодный и переходный периоды года | Легковые | 20-23 | 18-20 | 0,2 |
Грузовые и автобусы | 60-40 | 60-40 | 0,2 | |
Теплый период года | Легковые | 20-25 | 21-23 | 0,2 |
Грузовые и Автобусы | 60-40 | 60-40 | 0,3 |
2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3°С.
2.4. Температура внутренних поверхностен кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3°С.
2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя - не более 35 Вт/м2, а от окон - не более 100 Вт/м2.
2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.
2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.
2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:
а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. - определяются концентрации углеводородов алифатических предельных С1-С10 (в пересчете на С1 ПДК -300 мг/м3), окиси углерода (ПДК - 20 мг/м3), окислов азота (в пересчете на NO2, ПДК - 5 мг/м3); при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца (среднесменная ПДК - 0,01-0,007 мг/м3);
б) метилированный бензин и чистый метанол — углеводородов алифатических предельных С1-С10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), метанола (ПДК - 5 мг/м3), формальдегида (ПДК - 0,5 мг/м3);
в) дизельное топливо — углеводородов алифатических предельных С1-С10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), акролеина (ПДК - 0,2 мг/м3);
г) газовое топливо — углеводородов алифатических предельных С1-С10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), меркаптанов.
Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.
3. Допустимые уровни шума, инфразвука и вибрации
3.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА (ПС 65).
3.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 длин в соответствии с «Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах» № 2274-80 от 12.12.80 г. Министерства здравоохранения СССР.
4. Требования к освещению кабины автомобиля
4.1. Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов.
4.2. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.
5. Требования к режимам труда и отдыха
5.1. Режим труда и отдыха водителей государственного автотранспорта устанавливается в соответствии с «Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденным постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 16.08.77 г. № 255/16 с последующими изменениями и дополнениями.
5.2. Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха должны устанавливаться с учетом тяжести и напряженности труда, видов перевозок и климато-географических условий среды движения. Рекомендуется первый перерыв устанавливать черед 2-3 часа после начала работы на линии, во второй половине дня - не реже чем через каждые два часа продолжительностью по 10 мин. Длительность непрерывного пребывания за рулем рекомендуется ограничить двумя часами. Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих данное АТП, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения АТП.
Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия, направленные на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкультурная минутка, физкультурная пауза, психологическая разгрузка и др.).
5.3. Запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей смены более 10 часов: водителям со стажем вождения автомобиля менее трех лет, в возрасте свыше 55 лет, часто и длительно болеющим (3 и более раз в году, длительность одного случая утраты трудоспособности 30 и более дней), допущенным медицинскими водительскими комиссиями к управлению автотранспортными средствами в виде исключения.
5.4. Перерыв для отдыха и питания устанавливается продолжительностью, как правило, 45-60 минут, но не более двух часов, желательно в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 часа после начала работы.
5.5. В условиях сменной организации труда водителей изменение смены допускается только после выходного дня.
7. Требования по санитарно-бытовому и медико-профилактическому обслуживанию
7.1. Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами и помещениями для лечебно-профилактических мероприятий в зависимости от характера и вида выполняемых работ. Состав и оборудование помещений регламентируются СНиП II-93-74 (нормы проектирования, предприятия по обслуживанию автомобилей), СНиП 2-09-04-87 (административные и бытовые здания), СН-245-71 (санитарные нормы проектирования), ОНТП-01-86 и ОНТП-02-86 (отраслевые нормы технологического проектирования).
7.2. Диспетчерские пункты (пункты по выдаче и приему путевых документов), обслуживающие водителей городских и пригородных автобусов и расположенные вне территории автопредприятия, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с СНиП II-93-74 и СНиП 2-09-04-87 (в зависимости от количества обслуживаемых водителей).
7.3. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле (в соответствии с действующими отраслевыми нормативами, с учетом специфики автомобиля, вида топлива, условий перевозок и т.д.) моющие средства (поверхностно-активные, пригодные к употреблению на кожных покровах - типа «Ралли» и др.), щетку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от горючесмазочных материалов.
Водители, имеющие контакт (загрязнение рук) с различными СОЖ, маслами, лакокрасочными материалами и т.п. (перевозка указанных веществ, выполнение ремонтных работ) должны обеспечиваться защитными мазями и пастами в соответствии с ГОСТ 12.4.068-79 «Средства дерматологические защитные».
7.4. Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры к обеспечению питания водителей, соответствующего рекомендациям данных санитарных правил.
Водителям рекомендуется следующий режим питания: прием пищи должен быть регулярным, промежутки между приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, обязателен прием пищи перед выходом на работу, ужин должен приниматься не менее чем за 2-2,5 часа до сна. Рекомендации к качественному и количественному составу пищи изложены в таблице 2.
1. Суточная потребность водителей в пище должна определяться на основе данных, приведенных в таблице.
Таблица 2. Энерготраты и суточная потребность водителей автомобилей в белках, жирах и углеводах в зависимости от пола и возраста.
Пол | Возраст | Энерготраты | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | |
ккал | МДж | |||||
Муж. | 18-39 лет | 3000 | 12,55 | 97 | 100 | 428 |
40-60 лет | 2800 | 11,71 | 89 | 92 | 391 | |
Жен. | 19-39 лет | 2550 | 10,66 | 83 | 85 | 353 |
40-55 лет | 2350 | 9,83 | 76 | 78 | 334 |
2. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно выражаться как 13:30:57% суточной энергетической ценности пищи. Количество белков животного происхождения в рационах должно составлять не менее 55% от их общего потребления, а содержание -растительных масел -25-30% суточной потребности в жирах. Потребление сахара не должно превышать 70-80 г в сутки, при этом за счет полисахаридов необходимо обеспечить 70-80% общего количества углеводов. Оптимальное соотношение кальция, фосфора и магния равно 1:(1,5-2,0):0,б.
3. Суточная калорийность должна распределяться по отдельным приемам пищи в зависимости от смены:
а) дневная смена - ранний завтрак перед работой (15-20%), обед на работе (30-35%), полдник после работы (20-25%), ужин (20-25%).
б) вечерняя смена — поздний завтрак после работы (10-25%) поздний обед дома (30-35%), ужин дома (20-25%), прием пищи на работе (15-20%).
в) ночная смена — прием пищи (из трех блюд) в первую половину смены, энергоемкость пищи 700-800 ккал.
7.5. Водители, занятые междугородными грузовыми перевозками (за исключением плечевых) при продолжительности рейса более одной смены должны быть обеспечены администрацией АТП:
а) рейсовыми чемоданами, в комплекс которых должны входить: набор посуды для принятия и приготовления пищи, примус или портативная газовая плита с запасным баллоном, средства для мытья посуды, термос объемом не менее двух литров, фляга для питьевой воды объемом не менее двух литров,
б) картой-схемой маршрута движения с обозначением пунктов отдыха (гостиниц), пунктов питания, пунктов медицинского обслуживания.
7.6. С целью выявления больных водителей и водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстранением их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.
7.7. Администрация АТП и других организаций, имеющих транспорт, должна обеспечить прохождение водителями обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно приказам МЗ СССР № 3 от 4 января 1983 г. и № 700 от 19 июня 1984 г.
7.8. Руководители предприятий обязаны организовывать и проводить с участием территориальных органов здравоохранения гигиеническое обучение водителей: по «Программе гигиенического обучения водителей предприятий автотранспорта», утвержденной Минздравом СССР 23.11.77 г. и согласованной с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 28.10.77 г.; а также полный курс подготовки по программе оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, утвержденной приказом Минздрава СССР № 3 от 4 января 1983 г.
8. Требования к выполнению ремонтных работ
8.1. При привлечении водителей к выполнению ремонтных работ на них должны быть распространены действующие отраслевые нормативно-технические документы, регламентирующие организацию и проведение указанных работ и гигиенические требования к этим работам.
При выполнении водителями ремонтных работ в АТП и других организациях, имеющих транспорт, вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника запрещается работа без лежаков на полу (земле).
8.2. Выполнение в помещениях работ по проверке, ремонту или наладке работающего двигателя разрешается только при наличии местного отсоса, эффективно удаляющего отработавшие газы.
8.3. Водители, выполняющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, личной гигиены и защитными приспособлениями в соответствии с действующими отраслевыми типовыми нормами.
8.4. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплектованы шлангом с сифоном-насосом; засасывать топливо ртом в шланг для переливания запрещено.
8.5. Администрация предприятия обязана обеспечить регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию, ремонт и проверку исправности средств индивидуальной защиты (в соответствии с действующими типовыми нормами).
Перечень санитарно-гигиенических характеристик (санитарный паспорт рабочего места водителя автомобиля)
1. Кабина:
герметичность,
наличие напольных ковриков,
состояние обивки.
2. Сиденье:
состояние обивки,
состояние набивки,
состояние регулировочного механизма.
3. Остекление кабины:
состояние переднего стекла,
состояние заднего стекла,
состояние боковых стекол,
состояние стеклоочистителей,
состояние стеклоподъемников.
4. Наличие и состояние зеркал заднего вида
5. Система вентиляции
6. Система отопления
7. Воздух рабочей зоны
8. Уровни вибрации:
общей на рабочем месте,
локальной на органах управления.
9. Уровни шума:
внешнего,
внутреннего.
10. Уровни инфразвука в кабине
11. Токсичность отработавших газов двигателя