3. Цели и информационное обеспечение финансового анализа

Как уже отмечалось, в условиях работы на рыночной основе любое предприятие может оказаться банкротом или жертвой "чужого" банкротства. И только умелая стратегия экономического управления позволяет предприятию избежать и сохранять в течение многих лет деловую активность, прибыльность и высокую репутацию надежного партнера и производителя качественной продукции, работ, услуг. Чтобы достичь этого, предприятие должно постоянно следить за хозяйственной ситуацией на рынке и обеспечивать себе высокую конкурентоспособность.

Грамотно хозяйствовать сегодня невозможно без умения анализировать. Вот почему в настоящее время развитие и углубление экономического анализа и, в первую очередь, финансового составляет саму сущность перестройки хозяйствования в условиях рынка, нового хозяйственного мышления. Предприятие, на котором серьезно поставлена аналитическая работа, способно раньше распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с большей вероятностью избежать "неприятностей" или уменьшить степень риска. Известно также, что любую болезнь лечить легче, чем раньше она обнаружена, в ее начальной стадии.

В рыночных условиях хозяйствования, когда предприятие само выбирает себе поставщика и покупателя, имеет право предоставлять займы другим предприятиям, вкладывать свои средства в уставные фонды других предприятий, приобретать акции и другие ценные бумаги, особенно резко возрастает значение анализа финансового состояния предприятий, В связи с этим в настоящее время повышается интерес к анализу финансового состояния предприятий, с которыми данное предприятие вступает в различные экономические отношения.

Вместе с тем, усиливается значение анализа финансового состояния и собственного предприятия, особенно предварительного анализа, проводимого до составления бухгалтерского баланса, когда еще имеется возможность изменения ряда статей баланса. Анализ финансового состояния необходим на предприятии и для выявления резервов улучшения финансового состояния, а также для составления пояснительной записки к годовому отчету, которая в некоторых странах рыночной экономики является обязательным элементом публичной отчетности.

Таким образом, субъектами финансового анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. Причем, при развитии

рыночных отношений количество пользователей финансовой информации значительно возрастает и практически все они изучают информацию исходя из своих интересов, используя методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации этих интересов. Условно их можно разбить на три основные группы:

1.  Управляющие   предприятием   или   организацией (собственники, учредители, управленческий персонал организации). Так, в частности, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия и т. д.

2. Имеющие прямые финансовые интересы к информации (деловые партнеры предприятия: поставщики, покупатели, клиенты, товарные и финансовые брокеры, дилеры по сбыту продукции, работ, услуг и т. д.; кредиторы: банки, инвесторы, владельцы облигаций предприятия и другие). Например, инвесторам необходимо определить выгодность помещения в предприятие своих капиталов; финансовое состояние предприятия является главным критерием для банков при решении вопроса о целесообразности или нецелесообразности выдачи ему кредита, а при положительном решении этого вопроса — под какие проценты и на какой срок.

3. Пользователи с непрямым финансовым интересом (налоговые службы, органы статистики, аудиторские фирмы, пресса, ассоциации, профсоюзы и др.).

Финансовый анализ является частью экономического анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и управленческого анализа (схема 4).

Схема 4. Примерная схема финансового и управленческого анализа

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового положения предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее, как видно из схемы 4, принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия экономико-управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия, так как предприятие заботится о сохранении коммерческой тайны. Внешний анализ менее детализирован и более формализован. Его называют классическим способом анализа.

Основная цель финансового анализа — получение нескольких ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Но цель финансового анализа не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, его платежеспособность и доходность, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на их улучшение. Финансовый анализ показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. Более того, результаты анализа, с одной стороны, дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового положения предприятия в конкретный период его деятельности, а с другой стороны, на основе полученных результатов формируется финансовая стратегия предприятия, вырабатываются меры ее реализации.

Таким образом, содержание и основная целевая установка финансового анализа — оценка финансового положения и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия с помощью рациональной финансовой политики.

Исходя из целевой установки финансовый анализ должен решать следующие задачи:

Следует иметь в виду, что финансовый анализ может быть выполнен с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, глубины исследования, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Об этом свидетельствует и разнообразие методик и направлений проведения финансового анализа, рассмотренных в отечественной и зарубежной литературе по данной проблеме. Однако большинство методик финансового анализа предполагает его проведение по следующим основным направлениям:

1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (анализ уровня, динамики и структуры финансовых результатов, факторный анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг и т.д.).

2. Анализ финансового состояния предприятия (общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период, анализ платежеспособности и ликвидности, анализ финансовой устойчивости, анализ деловой активности, анализ рентабельности и т.д.).

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Государственным комитетом РФ по высшему образованию 19 декабря 1995 г., типология видов финансового анализа значительно расширена (схема 5), что еще раз подтверждает: финансовый анализ — многоцелевой инструмент, а методы и глубина его могут варьироваться в зависимости от намеченной цели анализа. Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа, а также опыта и квалификации специалистов, их компетенции и профессионализма.

Схема 5. Виды финансового анализа в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования.

Например, при анализе состояния клиента банка, его заемщика такими целями могут быть:

Аналогично должны быть продуманы цели анализа, если его делают, например, собственники предприятия или вышестоящие органы, налоговые службы, фондовые биржи, потенциальные покупатели данного предприятия. Так, например, собственники предприятия, заботящиеся о его долгосрочном здоровье, должны ставить более объемные цели аналитической работы. Долгосрочное здоровье зависит, конечно, от множества внешних условий, но в то же время и от логики управления предприятием, принципов принятия решений. Наиболее полный анализ состояния предприятия должен выявить его сильные и слабые стороны, причем с оценкой затрат, необходимых для улучшения слабых сторон и полного использования сильных. В этом случае анализ финансового положения предприятия становится одним из этапов разработки и реализации стратегии предприятия, и цели такого анализа привязываются к конкретным вопросам стратегического управления. Как правило, в этом случае финансовые показатели позволяют провести сравнение предприятия со среднеотраслевыми данными, более сильными конкурентами, выявить неблагоприятные тенденции затрат, выручки и пр., оценить устойчивость предприятия к возможным колебаниям спроса и другим внешним условиям.

Руководители предприятия нуждаются в массе более конкретных данных, необходимых для реализации долгосрочных и оперативных планов, проведения договорной работы с клиентами, принятия каждодневных решений. Исходя из этого руководителям необходима развитая система финансового анализа от каждодневного оперативного до регулярного полного, позволяющего принимать управленческие решения, анализировать эффективность ранее принятых.

Не исключены и противоречия между высшим руководством предприятия и его акционерами. У руководителей могут быть собственные интересы в определении судеб предприятия, и возможные противоречия, если они не сглажены специальными соглашениями между акционерами и руководителями, могут служить основанием для специфических целей аналитической работы, проводимой по инициативе руководства. В частности, руководители могут камуфлировать истинное положение дел, возможно, даже тормозить рост рыночных цен акций своего предприятия и т.д.

Специфические аналитические задачи возникают в связи с введением института банкротства в России. У собственников предприятия, его кредиторов — финансовых и коммерческих, прокуратуры и Федерального управления по банкротству с введением в действие Закона о банкротстве и сопутствующих нормативных документов появился новый инструмент регулирования судеб предприятия. Оценка текущей и перспективной платежеспособности предприятия, затрат, необходимых для поддержки предприятия, его санации, внутренних резервов, могущих обеспечить успешное внешнее управление; оценка общего финансового положения предприятия — вот те задачи, которые придется решать на различных стадиях внесудебной или судебной процедуры банкротства.

На схеме 19 выделены расчеты и оценка финансового состояния предприятия и установление неудовлетворительной структуры баланса, осуществляемые в соответствии с Методическими положениями, утвержденными Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее Федеральное управление) от 12 августа 1994 г. №31-р.

Следует иметь в виду, что постановка целей финансового анализа не является праздным вопросом, так как аналитическая работа требует затрат времени и труда и может служить источником конфликтов. Выбор целей финансового анализа сам по себе является проблемой для исследования. На практике анализ может отталкиваться от известных заранее узких мест в работе предприятия, а в иных случаях подобные узкие места должны быть предварительно выявлены,

Чтобы уметь реально и качественно проводить финансовый анализ как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных контрагентов, необходимо:

1. Владеть методикой проведения финансового анализа.

2. Иметь соответствующее информационное обеспечение.

3. Иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике.

Основу информационного обеспечения финансового анализа составляет следующая бухгалтерская отчетность:

1. "Бухгалтерский баланс" — форма №1.

2. "Отчет о финансовых результатах" — форма №2.

3. "Отчет о движении денежных средств" - форма №4.

Схема 6. Схема проведения работ по анализу финансового состояния предприятия в соответствии с Рекомендациями Федерального управления.

Примечание:

Последний вариант бухгалтерской отчетности утвержден Министерством финансов РФ и доведен до предприятий приказом от 8 февраля 1996 г. №10 "Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96). В нем уточнено и понятие бухгалтерской отчетности: "бухгалтерская отчетность - система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период".

Безусловно, в финансовом анализе может использоваться дополнительная информация главным образом оперативного характера, однако она носит лишь вспомогательный характер.

Согласно п. 81 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации бухгалтерская отчетность предприятия является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и т. д., которые могут знакомиться с ней и получать ее копии с возмещением расходов на копирование. Исходя из п. 10.5 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96) срок обязательной публикации годовой бухгалтерской отчетности — не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (в пункте 82 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ этот срок был установлен - не позднее 1 июня следующего за отчетным года), а квартальной — не позднее шестидесяти дней по окончании отчетного периода. В состав публикуемой бухгалтерской отчетности, наряду с перечисленными выше формами, включается также аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.

"Бухгалтерский баланс" (форма №1) представляет собой способ экономической группировки, обобщения состава и размещения средств предприятия и источников их образования в денежной оценке на определенную дату. Он состоит из двух частей: в первой части отражаются активы, т.е. хозяйственные средства (основные средства, производственные запасы, касса и т.д.) и долговые права, которыми располагает предприятие; во второй части — пассивы, т.е. источники формирования средств или обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности (уставный капитал, кредиты банков, задолженность поставщикам и т.д.).

Так как в бухгалтерском балансе средства предприятия рассматриваются, с одной стороны, по составу и размещению и, с другой стороны, по источникам формирования и целевому назначению, обе части его всегда сбалансированы; итоговая сумма строк по активу постоянно равна итоговой сумме строк по пассиву (эта сумма называется валютой баланса).

Актив и пассив баланса подразделяются на отдельные статьи. Часть балансовых статей заполняется непосредственно по данным Главной книги об остатках (сальдо) одноименных синтетических счетов. Например, такие статьи баланса, как основные средства, касса, расчетный счет, валютный счет и т. д., соответствуют остаткам одноименных счетов синтетического учета. Поэтому после названия балансовых статей в скобках указан шифр синтетического учета по Плану счетов бухгалтерского учета.

Для осуществления контроля и анализа финансового состояния предприятия по данным баланса отдельные статьи, отражающие состав средств, их размещение и источники образования, объединяются в разделы статей (табл. 3). По каждой статье, имеющей определенный код, указывается сумма на начало и конец отчетного периода (года, квартала).

Таблица 3. Структура баланса предприятия.

АКТИВ  ПАССИВ
Раздел 1. Внеоборотные активы. Раздел 1. Капитал и резервы
Раздел 11. Оборотные активы. Раздел 11. Долгосрочные пассивы.
Раздел III. Убытки Раздел III. Краткосрочные пассивы

Другой важный документ для анализа — это "Отчет о финансовых результатах" (форма №2). Он содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период.

Для инвесторов и аналитиков отчет о финансовых результатах во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, так как в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности. Отчет о финансовых результатах дает представление о тенденциях развития фирмы, ее финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

Третий документ для анализа — это "Отчет о движении денежных средств" (форма №4), который включает в себя следующие показатели по трем видам деятельности предприятия (по текущей деятельности, по инвестиционной деятельности, по финансовой деятельности), а именно:

1. Остаток денежных средств на начало года.

2. Поступило денежных средств - всего (с расшифровкой).

3. Направлено денежных средств - всего (с расшифровкой).

4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода. 

Рассмотренные документы официальной бухгалтерской отчетности (формы №1, 2 и 4) содержат достаточную исходную информацию, анализируя которую можно получить представление о прочности финансового положения предприятия и обнаружить симптомы экономических осложнений в его деятельности.

Применительно к предприятиям в форме открытых акционерных обществ имеется еще один источник информации. Это сведения о котировке акций этих предприятий на биржевом и внебиржевом рынках ценных бумаг. Рыночный курс акций является индикатором финансового положения предприятия (если предприятие неплатежеспособное, то спрос на его акции резко падает и соответственно падает и их рыночная цена).

Hosted by uCoz