6.3 Деятельность Российской транспортной инспекции и ее региональных отделений.
Российская транспортная инспекция (РТИ) является органом, впервые созданным в России для осуществления государственного контроля и регулирования транспортной деятельности в рыночных условиях.
Российская транспортная инспекция при Министерстве транспорта РФ с отделениями на местах образована постановлением правительства Российской Федерации от 25 сентября 1990 года №378. Отделения транспортной инспекции призваны обеспечивать создание условий для нормального функционирования рынка транспортных услуг, защиту интересов населения и потребителей транспортной продукции, выполнение требований антимонопольного законодательства.
Транспортная инспекция должна обеспечить:
государственный контроль за соблюдением любыми предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности формы собственности законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования транспортно-дорожного комплекса России;
нормально функционирование рынка транспортных услуг, а также защиту интересов потребителей, пользующихся услугами транспорта и использующих пути сообщения общего пользования.
Российская транспортная инспекция является единственным органом государственного управления в России, имеющим право выдачи лицензий на автотранспортную деятельность, контроля выполнения лицензионных требований и применения санкции к нарушителям лицензионной дисциплины.
Российская транспортная инспекция имеет право:
осуществлять проверку работы концернов, союзов ассоциаций, объединений, предприятий и организаций в области соблюдения ими положений транспортного законодательства, требовать от них предоставления информации, необходимой для выполнения возложенных на инспекцию задач;
проверять соблюдение транспортного законодательства лицами, осуществляющими индивидуальную трудовую деятельность, связанную с коммерческими перевозками;
осуществлять в установленном порядке проверку транспортных средств на линии;
составлять акты и давать предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательных подзаконных актов, определяющих порядок функционирования транспорта и путей сообщения;
лишать объединения, предприятия, учреждения, организации и предпринимателей лицензий или приостанавливать их действие до устранения нарушений.
Действия органов РТИ могут быть обжалованы как в обычном порядке, так и через судебные органы.
Региональные отделения РТИ занимают особое место в структуре транспортной администрации региона и создается в первую очередь как органы федерального регулирования и контроля транспортной деятельности в регионе. Основными функциями органов федерального уровня являются:
сбор и предоставление вышестоящему органу (РТИ) установленной статистикой отчетности и другой информации по запросам;
определение объектов транспортно-дорожного комплекса региона, подлежащих лицензированию;
осуществление в установленном порядке технической работы по лицензированию транспортной деятельности в регионе;
контроль выполнения на территории региона транспортного законодательства и подзаконных актов, регламентирующих транспортную деятельность, а также непосредственное применение санкций, входящих в компетенцию транспортной инспекции.
Работая в регионе, отделения РТИ не могут не принять на себя ответственность за выполнение многочисленных функций, вытекающих из местной транспортной ситуации и затрагивающих экономическую и социальную сферу. Поэтому по согласованию с местными властями отделения РТИ могут осуществлять:
разработку местной лицензионной политики;
выявление и установление для предприятий транспортно-дорожного комплекса региона дополнительных лицензионных условий;
определение стоимости лицензий и местных льгот, предоставляемых при лицензировании;
применение к предприятиям транспортно-дорожного комплекса особо строгих санкций (приостановление действия или аккумулирования лицензии).
В целом ряде случаев отделение РТИ становится важнейшим и даже единственным органом, который может обеспечить проведение в жизнь тех или иных решений местной власти или администрации.
На первом этапе перед региональными отделениями РТИ была поставлена ограниченная задача – провести лицензирование предприятий автомобильного транспорта с охватом всей административной территории, хотя деятельность РТИ многогранна. В отличии от многих зарубежных стран, в России не предполагается создание специальных органов, которые бы обеспечили независимый контроль на местах коммерческой деятельности транспортных предприятий и регулировали бы их взаимоотношения с клиентурой, касающиеся применения тарифов, правил обслуживания и т.д. Поэтому на органы РТИ России будет возложен достаточно широкий круг обязанностей по регулированию рынка транспортных услуг на местах.
Следует ожидать, что в перспективе функционирование органов Российской транспортной инспекции обеспечит:
для клиентуры
контроль тарифной дисциплины, запрет применения транспортными предприятиями неоправданно высоких тарифов или использования прейскурантов, не разрешенных для данного транспортного предприятия или региона;
применение к транспортному предприятию санкций за отказ в обслуживании невыгодных клиентов или за другие нарушения правил обслуживания, установленных для данного транспортного предприятия;
рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих между клиентурой и транспортными предприятиями;
гарантии достаточной квалификации работников транспортных предприятий;
безопасность и экологическую чистоту транспортного процесса совместно с другими органами административного и технического надзора;
подготовку и реализацию мер для привлечения транспортных предприятий в те секторы рынка, где транспортное обслуживание недостаточно;
для транспортных предприятий
возможность получения официального разрешения на применение повышенных тарифов в тех случаях, когда это объективно соответствует условиям выполнения перевозок и предусмотрено действующими правилами;
защиту от появления конкурентов, не имеющих лицензии;
пресечение попыток конкурентов получить преимущества на рынке за счёт нарушения установленных правил обслуживания (защита от недобросовестной конкуренции);
рассмотрение конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях с клиентурой, а также между различными транспортными предприятиями;
информирование транспортных предприятий о наличии групп клиентуры или секторов рынка, где могли бы быть реализованы избыточные провозные возможности конкретного предприятия;
обоснование, подготовку и проведение мероприятий по экономической, материально-технической и социальной поддержке транспортных предприятий, выполняющих значимые социально-экономические функции в данном регионе;
для министерства транспорта
получение достоверной общей информации о состоянии транспортного обслуживания на местах;
возможность непосредственного проведения транспортной политики в регионах страны, а также контроля и анализа эффективности предпринимаемых мер в области регулирования работы транспорта;
получение опережающей информации о неблагополучии в отдельных секторах транспортного рынка и необходимости принятия конкретных мер;
сбор сведений о практическом опыте транспортного регулирования на местах и о наиболее эффективных решениях, найденных в отдельных регионах;
разработку конкретных предложений по совершенствованию действующего порядка лицензирования предприятий, тарифной системы, по разбиению транспортного рынка на секторы и т.п.;
для местных органов власти
предоставление оперативных сведений о решениях министерства транспорта, касающихся формирования транспортных политики на местах;
наличие объективной информации о состоянии транспортного обслуживания на территории региона и в отдельных секторах транспортного рынка;
внесение конкретных предложений по изменению условий работы транспортных предприятий и рациональному использованию средств местного бюджета для улучшения транспортного обслуживания;
подготовка и совместное обоснование ходатайства в вышестоящие органы власти о материально-техническом обеспечении наиболее острых проблем транспортного обслуживания региона;
прямое управление деятельности некоторыми транспортными предприятиями (за счёт дополнительных лицензированных требований) для стабилизации обслуживания неблагоприятных секторов транспортного рынка и для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль экологической чистоты и безопасности транспортной системы региона.
Естественно, что перечисленные функции в полном объёме не могут быть реализованы органами РТИ немедленно, т.к. для становления, приобретения опыта практической работы, а также подкрепления всех перечисленных функций РТИ соответствующими административными и правовыми актами необходимо время. Однако для создания нормальных взаимоотношений между региональными отделениями транспортной инспекции и транспортными предприятиями, клиентурой, местными властями следует исходить из широкого понимания роли органов РТИ, определяемого всеми приведёнными выше функциями.