6.1 Общие принципы государственного регулирования транспортной деятельности в условиях рынка.
В условиях перехода к рыночной экономике государственная политика в сфере автомобильного транспорта должна формироваться с учётом следующих приоритетов: минимизация транспортных издержек населения и народного хозяйства в целом, безопасность движения, экологическая безопасность автомобильного транспорта, повышения качества предоставляемых транспортных услуг за счёт стимулирования предпринимательской деятельности и демонополизации рынка на автомобильном транспорте.
Изучение мирового опыта организации автотранспортной деятельности показывает, что соблюдение перечисленных приоритетов достигается посредством законодательно-правового и тарифно-налогового государственного регулирования и, в первую очередь, посредством такого механизма, как лицензирование. Лицензирование – это выдача государственными органами управления разрешений (лицензий) на право осуществления определённого вида деятельности.
Основными предпосылками государственного регулирования транспортной деятельности являются:
инфраструктурный характер транспорта; тесная связь функционирования транспорта со всеми отраслями экономики и социальной сферы, непосредственное влияние нарушений нормальной работы транспорта на состояние потребительских и промышленных рынков и на условия жизни населения;
необходимость контроля деятельности предприятий, являющихся естественными монополистами на своих территориях или в определённых видах деятельности. Как правило, государство предоставляет подобным предприятиям право на монопольное обслуживание того или иного сектора рынка, но в обязательном порядке сохраняет за собой функции контроля качества обслуживания, правильности применения и соблюдения уровня тарифов, отсутствия отказов в обслуживании и т.д.;
необходимость контроля общего уровня транспортных тарифов для ограничения инфляционных процессов и тарифов на отдельные виды транспортной деятельности, в первую очередь, наиболее социально значимые;
необходимость эффективного транспортного обеспечения экстренных ситуаций;
специфическая роль транспорта в системе обороны страны, которая во всех случаях контролируется государством;
необходимость решения проблем финансирования крупных транспортных проектов и землеотвода для сооружения транспортных систем;
необходимость разработки контроля единых норм стандартов экологического воздействия транспорта, а также норм и правил, касающихся вопросов безопасности и охраны труда;
международный характер транспортной деятельности, требующий контроля соблюдения соответствующих межправительственных соглашений.
Государственное регулирование транспортной деятельности представляет собой достаточно сложный комплекс мероприятий, направленный на обеспечение необходимого уровня транспортного обслуживания во всех регионах, отраслях экономики и секторах социальной сферы. Для достижения этой цели в странах с развитой экономикой применяют различные основные формы влияния (регулирования) государства на работу транспорта. Кратко охарактеризуем их.
Мероприятия по организации транспортного рынка включает в себя разделение транспортного рынка на секторы со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями, определение правил обслуживания клиентуры и правил конкуренции в отдельных секторах транспортного рынка. Деление транспортного рынка на сектор осуществляется с целью создания равных условий для транспортных предприятий, работающих на различных видах перевозок, различных маршрутах, с разными группами клиентов.
К мероприятиям по организации транспортного рынка относятся также создание специальных органов, осуществляющих лицензирование, и разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. В ряде случаев такие правила сводятся к процедуре формальной регистрации. Хотя чаще всего (и в первую очередь это относится к предприятиям, работающим по найму) при подаче тем или иным предприятием заявки на получение разрешения существует принципиальная возможность отказа.
Непосредственно лицензионная деятельность предусматривает: контроль и анализ состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка; допуск новых предприятий на различные секторы транспортного рынка или расширение прав уже действующих предприятий; контроль выполнения транспортными предприятиями требований налагаемых на них выданными лицензиями.
Контроль транспортных тарифов имеет существенное значение для нормального функционирования рыночной экономики, поскольку неконтролируемый рост транспортных тарифов является одним из весомых факторов общего роста цен и развития инфляционных процессов. Контроль за тарифами осуществляется по следующим основным направлениям: определение порядка построения тарифов в различных секторах транспортного рынка; установления общего уровня тарифов на отдельный вид перевозок и других транспортных услуг; ограничение сверху или в ряде случаев снизу отдельных тарифов и расценок на транспорте.
Налоговое регулирование транспортной деятельности реализуется через систему федеральных, местных и специальных налогов (на топливо, дорожный налог, выполненный грузо- и пассажирооборот и т.д.). Основная цель налогового регулирования – стимулировать или, напротив, ограничить приток предпринимателей в те или иные секторы транспортного рынка.
Государство может осуществлять финансирование крупных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также покрытие текущих убытков транспортных предприятий, повышение рентабельности которых за счёт самоокупаемости является нецелесообразным (дотирование транспортных предприятий). Чаще всего объектами дотации становиться система городского пассажирского транспорта, рентабельность которых не может быть обеспечена при допустимом с социальной точки зрения уровня цен.
Государственные органы осуществляют разработку и контроль выполнения экологических стандартов и норм безопасности и охраны труда на транспорте.
Государственное регулирование транспортной деятельности может включать в себя также выделение средств для социальной поддержки транспортных предприятий, разработку механизмов экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях, участия в деятельности различных межправительственных международных организаций и т.д.