5.2. Специальные и коммерческие перевозки
154. Специальные перевозки пассажиров организуются по специальным маршрутам или специальным рейсам на маршрутах общего назначения.
155. Специальные автобусные перевозки организуются для доставки:
работников промышленных предприятий, предприятий связи и строительных организаций, сельскохозяйственных организаций, производственные объекты и жилые дома которых удалены от маршрутов общего пользования или условия перевозок на маршрутах общего пользования не обеспечивают необходимого уровня частоты и комфортности поездок на работу и обратно;
жители центральных усадеб и отделений колхозов и совхозов, членов садово-огородных и дачных кооперативов и их семей, населённые пункты и дома которых удалены от маршрутов общего пользования или не обеспечиваются необходимой частотой и комфортностью поездок в районные, областные центры, к станциям железных дорог и аэропортам, морским и речным портам и пристаням;
детей и сельских школьников в школы, дошкольные учреждения, интернаты и т.п., расположенные за пределами населённых пунктов их постоянного проживания;
отдельных групп (вахт) рабочих нефтяной и угольной промышленности, а также работников строительных организаций к местам работы (буровым вышкам, угольным разрезам, объектам строительства), расположенным вне населённых пунктов.
156. Специальные автобусные маршруты организуются в соответствии с действующими правилами организации специальных автобусных маршрутов.
В зависимости от потребности в перевозках специальные маршруты могут быть постоянные – с движением автобусов в течение всего года или сезонные с движением автобусов в течение определённого периода времени. При небольшом пассажиропотоке автобусное движение может быть организовано в отдельные дни недели.
Основанием для заключения промышленными организациями, организациями связи и строительными организациями договоров с организациями городского пассажирского транспорта на организацию специальных маршрутов является решение органа местного самоуправления.
В договорах на организацию специальных автобусных маршрутов должны предусматриваться путь следования автобусов, их количество, расписание движения, остановочные пункты, а также порядок возмещения расходов.
В договорах предусматривается обязанность этих организаций возмещать транспортным организациям в случае убыточности специальных перевозок дополнительные расходы.
157. При специальных перевозках детей принимаются дополнительные меры по безопасности движения:
движение автобусов осуществляется со скоростью не более 60 км/ч с включением ближнего света фар;
при движении автобусов, осуществляющих массовые перевозки детей колонной, скорость движения не превышает 40 км/ч.
При регулярных автобусных перевозках школьников в сельской местности автотранспортные организации обязаны:
выделять в свободных расписаниях движения автобусов и водительских расписаниях специальные школьные рейсы, обеспечивающие своевременную доставку школьников в школу и обратно, и не допускать перегрузки этих рейсов;
систематически проверять состояние автомобильных дорог, по которым осуществляются перевозки школьников;
устанавливать на действующих маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку школьников;
оборудовать автобусы лобовыми и боковыми трафаретами с надписью «Школьный» и опознавательными знаками «Дети».
158. При организации перевозок на специальных автобусных маршрутах автотранспортная организация обеспечивает:
выбор трассы маршрута, используя только дороги с твёрдым покрытием;
проведение обследования дорожных условий на маршруте;
выбор типа автобуса, который будет эксплуатироваться на маршруте. Совместно с организацией-заказчиком делаются замеры длины маршрута, проводится нормирование скоростей движения;
составление (совместно с организацией-заказчиком) расписаний движения автобусов по маршруту с учётом вопросов обеспечения безопасности перевозок пассажиров и установленного режима труда и отдыха водителей. Расписания движения согласовываются с организацией-заказчиком и утверждаются руководством автотранспортной организации;
определение потребности в подвижном составе для перевозки пассажиров, исходя из ожидаемого их количества;
разработку схемы маршрута с указанием на ней опасных участков;
составление (с участием организации-заказчиков) паспорта маршрута. Выбор трассы маршрута, схема маршрута, паспорт специального маршрута согласовываются с органами мастного самоуправления и утверждаются руководством автотранспортной организации.
159. Коммерческие перевозки пассажиров организуются по специальным маршрутам или специальными рейсами на маршрутах общего пользования с оплатой проезда по повышенным тарифам или по договорам с организациями. Коммерческие перевозки выполняются автобусами с мягкими откидными сидениями параллельно регулярным автобусным маршрутам с остановками по требованию пассажиров.
Решение об открытии коммерческих маршрутов (рейсов) с учётом интересов населения принимают местные органы исполнительной власти по согласованию с перевозчиком, обслуживающим регулярные автобусные маршруты.