2. Виды пассажирского транспорта и сферы их применения.
Автомобильный пассажирский транспорт является составной частью единой транспортной системы (ЕТС) страны, и его успешное функционирование во многом зависит от координации работы с другими видами транспорта. Рассмотрим области применения и особенности эксплуатации существующих видов пассажирского транспорта: железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного, городского (см. схему 1.).
Схема 1. Классификация пассажирского транспорта
Пассажирский транспорт | |||||||||||||||||
Морской | Железнодорожный | Речной | Воздушный | Автомобильный | Городской |
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для осуществления пассажирских перевозок на средние расстояния и в пригородных сообщениях. Это один из старейших и основных магистральных видов транспорта в нашей стране. Его значение определяется такими свойствами, как независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток, что обеспечивает регулярность и бесперебойность перевозок; высокая провозная способность; сравнительно высокая скорость и сравнительно невысокая себестоимость перевозок.
Морской пассажирский транспорт осуществляет главным образом пассажирские перевозки во внутренних сообщениях между портами и круизные поездки. Особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока, не имеющих ещё железных дорог.
Речной пассажирский транспорт выполняет дальние и местные перевозки по судоходным рекам и каналам. В России более 70 тыс. рек общей протяжённостью примерно в 2,0 млн. км и более 2,0 тыс. крупных озёр. На протяжении 400 тыс. км реки пригодны для судоходства, для развития сети водных путей сообщения имеются большие возможности.
Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Так, до 80% пассажиров для поездок между Москвой и Владивостоком пользуются самолётами. Средняя дальность перемещения пассажиров составляет 1500 км.
Большую работу выполняют вертолёты, которые используются для пассажирских перевозок в труднодоступных и малонаселённых районах.
Автомобильный пассажирский транспорт является основным видом транспорта для поездок на короткие и средние расстояния. Автомобильный транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства со сложной и многообразной техникой и технологией, а также специфической организацией и системой управления.
Городской транспорт предназначен для перевозки пассажиров в городах и населённых пунктах. XX век часто называют веком урбанизации, т.е. бурного роста городов как по числу, так и по размерам. С 1900 г. численность городского населения страны выросла почти в 10 раз и с 1960-х гг. оно является доминирующим. Вместе с городами развивались и городские транспортные системы, образовавшие самостоятельную отрасль – городской пассажирский транспорт. Он включает в себя несколько видов транспорта, а именно: автобусный, таксомоторный, трамвай, троллейбус, метрополитен (см. схему 2.). Последние три составляют группу городского электрического транспорта.
Схема 2. Классификация городского пассажирского транспорта
Городской транспорт | |||||||||||||
Таксомоторный | Автобусный | Трамвайный | Троллейбусный | Метрополитен |
Динамику изменения показателей развития пассажирских перевозок в России можно проследить по таблице 1.1 и таблице 1.2.
Таблица 1.1
Вид транспорта | Объём перевозок, млн. чел., по годам | |||||||
1970 | 1980 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | |
Транспорт – всего | 290109 | 40670 | 48238 | 49533 | 47885 | 48114 | 46283 | 45037 |
В том числе: | ||||||||
железнодорожный | 2500 | 2971 | 3143 | 2677 | 2372 | 2324 | 2062 | 1833 |
автобусный | 15053 | 23356 | 28626 | 27302 | 24874 | 24124 | 23438 | 22817 |
таксомоторный | 608 | 684 | 557 | 526 | 266 | 139 | 98 | 66 |
трамвайный | 5370 | 5695 | 6000 | 7619 | 8071 | 8125 | 7644 | 7564 |
троллейбусный | 3358 | 4739 | 6020 | 8005 | 8619 | 9102 | 8751 | 8547 |
метрополитен | 2047 | 3036 | 3695 | 3229 | 3567 | 4212 | 4224 | 4150 |
морской | 11 | 20 | 16 | 14 | 9 | 6 | 4 | 3 |
внутренний водный | 117 | 103 | 90 | 75 | 44 | 40 | 28 | 25 |
воздушный | 45 | 66 | 91 | 86 | 63 | 42 | 34 | 32 |
Таблица 1.2
Вид транспорта | Пассажирооборот, млрд. чел., по годам | |||||||
1970 | 1980 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | |
Транспорт – всего | 419,4 | 618,3 | 791,0 | 751,8 | 681,2 | 661,0 | 596,2 | 552,9 |
В том числе: | ||||||||
железнодорожный | 191,1 | 227,3 | 274,4 | 255,0 | 253,2 | 272,2 | 227,1 | 192,2 |
автобусный | 100,1 | 209,7 | 262,2 | 250,7 | 212,3 | 200,3 | 193,8 | 188,2 |
таксомоторный | 6,0 | 9,0 | 8,9 | 7,9 | 3,8 | 2,0 | 1,4 | 1,0 |
трамвайный | 25,8 | 18,1 | 19,1 | 24,1 | 26,0 | 26,3 | 25,9 | 25,4 |
троллейбусный | 16,1 | 16,2 | 20,5 | 23,9 | 26,2 | 28,3 | 27,2 | 26,9 |
метрополитен | 19,9 | 29,4 | 41,0 | 35,6 | 39,6 | 46,8 | 47,0 | 46,2 |
морской | 0,7 | 1,0 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,3 | 0,2 |
внутренний водный | 4,8 | 5,3 | 4,8 | 3,7 | 1,9 | 1,6 | 1,2 | 1,1 |
воздушный | 54,9 | 102,3 | 159,5 | 150,4 | 117,7 | 83,2 | 72,3 | 71,7 |
Как видно из таблиц, в последние годы объёмы перевозок и пассажирооборот по многим видам транспорта имели тенденцию снижения. Более медленными темпами, чем на железнодорожном, морском, внутреннем водном, воздушном, происходило снижение значений этих показателей на автобусном и городском электрическом транспорте, а по сравнению с уровнем 1970 г. перевозки этими видами пассажирского транспорта даже возросли в 1995 г. на 51% (объём перевозок железнодорожным транспортом за этот период снизился на 26,7%). Это в значительной степени объясняется резким спадом объёмов таксомоторных перевозок в городах. Если в 1980 г. таксомоторным транспортом пользовались 684 млн. чел., то в 1995 г. – всего 66 млн.
Автобусный транспорт за последние годы получил распространение во всех видах сообщений. В 1995 г. его доля в общем объёме перевозок составила 50,7%. Развивается внутригородской электрический транспорт, прежде всего троллейбус и метрополитен.
Проведённый анализ современного состояния пассажирских перевозок в России в условиях резкого спада производства и снижения жизненного уровня населения показывает, что их уровень не во всех сферах деятельности одинаков и, как правило, не соответствует современным требованиям, предъявляемым к качеству перевозок пассажиров.
Зачастую не обеспечивается установленное нормами время поездок, что объясняется низкими скоростями основных видов городского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев), необходимостью совершать пересадки из-за несовершенства маршрутной сети и потерями времени на подходы к остановкам. В дискомфортных условиях с нарушениями установленных норм наполнения подвижного состава совершаются поездки в час пик. Устранение отмеченных недостатков – насущная задача ближайшего будущего.