1. Основные принципы организации перевозок.
Транспорт – одна из ключевых отраслей народного хозяйства. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность. В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения в настоящее время только автомобильным парком Министерства транспорта РФ ежедневно перевозится более 80 млн. пассажиров.
Порядок работы эксплуатационной службы всех предприятий автомобильного транспорта независимо от форм собственности и предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки на автомобильном транспорте (в дальнейшем субъекты), регулируются Правилами пассажирских перевозок, утвержденными приказом Минавтотранспорта РСФСР №200 от 31.12.81.
Правила обязательны для выполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности, участвующими в организации и перевозке пассажиров автомобильным транспортом в России.
Основными задачами субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:
полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;
обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок;
эффективное использование транспортных средств и максимальное снижение транспортных расходов;
обобщение и распространение передовых методов работы.
Правилами предусматривается:
обеспечение условий для устойчивой работы и совершенствования обслуживания населения пассажирскими перевозками автомобильным транспортом;
доставка пассажиров в кратчайшие сроки;
необходимые удобства пассажирам и высокая культура их обслуживания в пути и на остановочных пунктах;
обеспечение безопасности движения;
эффективное использования подвижного состава пассажирского автотранспорта;
высокая производительность труда работников, занятых пассажирскими перевозками;
реализация мер по защите прав потребителей.
Организация пассажирских перевозок включает:
систематическое изучение пассажиропотоков;
разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных смен, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов, выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах;
нормирование скоростей движения автобусов;
составление расписаний движения автобусов и графиков их выпусков на линию;
координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;
управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;
обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути следования.