8. Машины и механизмы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на автотранспорте.
Как уже было сказано, для выполнении погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом нужно много экскаваторов, подъемно-транспортных машин и прочего оборудования в самом широком ассортименте. Номенклатура машин, применяемых для механизации погрузочно-разгрузочных работ, насчитывает многие десятки машин различного наименования. К тому же, каждая машина, выпускаемая промышленностью, имеет обычно несколько так называемых модификаций (т. е. типов, отличающихся от основной конструкции машины только в отдельных деталях). Нередко бывает и так, когда машины различаются не по конструктивным особенностям, а по-размерам. Все это приводит к тому, что в числе средств механизации, используемых при погрузочно-разгрузочных работах, можно встретить машины и оборудование в большом количестве типоразмеров. Естественно, что наличие столь широкой номенклатуры весьма осложняет выбор средств механизации, наиболее предпочтительных в конкретных условиях производственного процесса, и вызывает необходимость в предварительной классификации применяемых средств.
Общие принципы классификации механизмов и оборудования, применяемого при погрузочно-разгрузочных работах, предусматривают отнесение средств механизации к той или иной группе в зависимости от нескольких основных признаков. К числу этих признаков относятся:
вид или категория груза, подлежащего перевозке автомобилями или автопоездами;
степень подвижности применяемого при погрузке или выгрузке механизма;
Принцип действия основного рабочего органа данного механизма. Прежде чем пояснить, как именно средства механизации классифицируются по вышеназванным признакам, следует подчеркнуть, что многие механизмы могут иметь такую характеристику, которая обязывает относить их по одному из признаков в общую группу, тогда как по другим признакам им надлежит находиться в разных группах. Так, например, экскаваторы по виду перевозимых грузов целиком относятся к средствам погрузки навалочных грузов, но по принципу действия рабочего органа могут быть отнесены к двум группам: цикличного действия (одноковшовые экскаваторы) и непрерывного действия (многоковшовые и роторные экскаваторы).
Краны, являющиеся одним из основных средств погрузки и выгрузки тяжеловесных грузов, по степени подвижности могут быть отнесены либо к группе передвижных, либо к группе стационарных механизмов и т. д.
Не лишне добавить, что наряду а основными классификационными признаками, по мере необходимости при рассмотрении механизмов, отнесенных к той или иной группе, могут быть использованы в целях более углубленной классификации и некоторые дополнительные признаки (такие, например, как грузоподъемность или емкость рабочего органа, род и мощность двигателя, тип ходового оборудования и др.)
Классификация механизмов по виду перевозимых грузов занимает центральное место при выборе средств механизации для конкретного транспортного процесса.
В большинстве случаев средства механизации, наиболее пригодные при погрузке или выгрузке какого-то определенного вида груза (или категории грузов), недостаточно эффективны или малопригодны при погрузочно-разгрузочных операциях в другими видами грузов. Иногда они все же могут быть применены, но при условии смены рабочего органа и т. д. Поэтому выбор средств механизации, предназначенных для оборудования погрузочно-разгрузочных постов на данном промышленном или торговом предприятии, строительной площадке, совхозном или колхозном току, следует начинать с уточнения вида перевозимых грузов, поскольку погрузкой или выгрузкой именно этих грузов будет заниматься выбираемый механизм.
Задача выбора механизмов в зависимости от вида перевозимых грузов была бы чрезвычайно громоздкой, если бы при этом приходи лось исходить из всего многообразия грузов, но поскольку любой вид груза практически может быть отнесен к одной из пяти укрупнен ных категорий, то эти категории можно положить в основу классификации механизмов.
Первые четыре категории охватывают следующие виды грузов:
навалочные строительные и промышленные грузы;
тяжеловесные, крупногабаритные и длинномерные грузы;
мелкоштучные грузы (преимущественно грузы, перевозимые в таре и упаковке);
массовые сельскохозяйственные грузы.
К пятой категории относятся наливные грузы, перевозимые специализированным подвижным составом (в автомобильных цистернах), погрузка и выгрузка которых осуществляется самотеком (или с подкачкой).
Методы производства механизированных погрузочно-разгрузочных работ наравне со средствами механизации могут относиться к грузам определенного вида или категории.
Поэтому при ознакомлении в последовательном порядке а механизированной погрузкой и выгрузкой навалочных, тяжеловесных, штучных и т. д. грузов будут одновременно рассматриваться и средства, применяемые для выполнения механизированных погрузочно-разгрузочных операций, и методы применения этих средств;
В отдельных случаях методам производства механизированных погрузочно-разгрузочных работ может быть присущ и обобщенный смысл; в этом случае метод не связывается с каким-то определенным видом. груза. К числу таких методов относится, например, контейнеризация перевозок, облегчающая производство погрузочно-разгрузочных работ с грузами весьма различных категорий (навалочными, сельскохозяйственными, мелкоштучными)
Может быть и так: зарождение метода произошло применительно к погрузочно-разгрузочным операциям при перевозках какого-то конкретного вида груза, но этим дело не ограничилось и метод распространился и на погрузочно-разгрузочные операции с другими грузами. Метод создания комплексных бригад из машинистов погрузочных механизмов и водителей автомобилей вначале получил наибольшее распространение при погрузке, транспортировании и разгрузке грунта; но построенные примерно по аналогичному принципу комплексные бригады теперь можно встретить и при перевозках других видов грузов.
Классификация по степени подвижности предусматривает отнесение механизмов к одной из следующих разновидностей: стационарные механизмы, устанавливаемые на неподвижной опоре; полустационарные механизмы, имеющие ходовое оборудование, допускающее возможность ограниченного передвижения механизма в пределах данной погрузочной или разгрузочной площадки; передвижные механизмы, свободно передвигающиеся с достаточно высокими скоростями и на значительные расстояния.
Своеобразную разновидность средств механизации представляет собой оборудование, устанавливаемое непосредственно на подвижном составе, предназначенном для перевозок груза, и обеспечивающее возможность производить механизированную погрузку или выгрузку перевозимого груза, не прибегая к помощи других средств механизации.
Степень подвижности имеет весьма существенное значение для правильного выбора средств механизации. Стационарные и полу стационарные механизмы типичны для крупных предприятий с большим и постоянным объемом грузовой работы. В этих условиях эффективное использование механизма возможно даже в том случае, если он всегда находится на одном и том же месте (стационарный) и тем более если он передвигается на небольшом расстоянии вдоль фронта погрузки или выгрузки (полустационарный). Передвижные механизмы пред назначены для выполнения погрузки и выгрузки преимущественно в пунктах о небольшим и непостоянным объемом грузовой работы, расположенных на известном расстоянии друг от друга—передвижной механизм преодолевает это расстояние, закончив работу в одном пункте и направляясь в другой.
Выбор в пользу применения стационарного или передвижного механизма или между передвижным механизмом и автомобилем, оборудованным грузоподъемным приспособлением, должен производиться на основе специального технико-экономического исследования, гарантирующего безусловную народнохозяйственную эффективность выбран ного варианта.
Классификация по принципу действия рабочего органа подразделяет все подъемно-транспортные механизмы на две группы:
механизмы прерывного (цикличного) действия;
механизмы непрерывного действия.
Во всем машинном парке, занятом на производстве погрузочно-разгрузочных работ, преобладают машины прерывного или цикличного действия. К ним относятся: одноковшовые экскаваторы, тельферы, краны, автопогрузчики и многие другие механизмы.
Особенностью машин прерывного действия является то, что они работают циклично, многократно повторяя неизменный (или в основном неменяющийся) рабочий цикл. Состав цикла, как это будет показано дальше, может быть различным, но неизменно он делится на две части, причем первая — это комплекс рабочих операций по взятию, перемещению груза и освобождению от него, а вторая сводится к выполнению холостых операций, связанных с возвращением рабочего органа механизма за очередной партией,груза.
В группу машин непрерывного (иногда говорят конвейерного) действия, также достаточно многочисленную, входят все виды транспортеров, нории, шнековые погрузчики, многоковшовые экскаваторы и др.
Для работы машин непрерывного действия характерно отсутствие цикличности. У них рабочий орган функционирует безостановочно, не делая перерывов, связанных с переключением с рабочего хода на холостой. Соответственно, за все время работы машины может быть обеспечено перемещение груза в желательном направлении.
На первый взгляд, охарактеризованное (в общих чертах) различие между механизмами цикличного и непрерывного действия типично главным образом для конструктивного оформления машин. В действительности это не так. Принцип действия подъемно-транспортных механизмов играет существенную роль при выборе средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, потому что эти машины по-разному ведут себя в эксплуатации.
Производительность механизмов цикличного действия зависит от иных факторов и определяется иначе чем у механизмов непрерывного действия.
Автомобиль-самопогрузчик