6. Нормы времени простоя автомобилей в пунктах погрузки- выгрузки.
Каждый пункт, из которого отправляются грузы, подлежат перевозке автомобилями или автопоездами, представляет собой, погрузочный пункт. Точно так же можно считать место назначения гpyза разгрузочным пунктом. Соответственно этому определению у каждой производственного предприятия любой отрасли народного хозяйства занимающегося вывозом своей продукции, имеется свой погрузочный пункт. Если же это предприятие является получателем сырья, топлива и других-грузов, необходимых для его нормальной деятельности то оно; несомненно, располагает и разгрузочным пунктом. В роли разгрузочных пунктов оказываются объекты товаропроводящей сети — универмаги, продуктовые магазины, а также предприятия общественного питания.
Таких погрузочных и разгрузочных пунктов в нашей стране насчитывается великое множество и различаются они в зависимости от того, к какой отрасли народного хозяйства относятся предприятия которым принадлежат эти пункты, каковы вид и количество грузов перерабатываемых на пунктах, какова их техническая оснащенности и т. д..
Дли подавляющего большинства погрузочных пунктов характерно то, что выполнение операций по погрузке является как бы стадией, завершающей основой процесс производства продукции данного предприятия. К этому можно добавить, что операции по отправлению грузов на таких пунктах зачастую производятся не регулярно, а нередко вообще носят временный характер, что связано с более или менее частой сменой мест погрузки. (В качестве примеров могут быть названы пункты первичной погрузки, сельскохозяйственных грузов, небольшие карьеры строительных материалов, котлованы строящихся зданий и т. д.).
Примерно такая же картина имеет место и в чрезвычайно многочисленном количестве мелких разгрузочных пунктов с той только разницей, что здесь операции по выгрузке груза предшествуют основному производственному процессу.
Погрузочные и разгрузочные пункты, в которых доминирует основной производственный технологический процесс, отличаются той особенностью, что при организации отправления или приема грузов здесь приходится исходить прежде всего из интересов рационального взаимодействия транспортных средств и основного технологического оборудования.
В связи со спецификой технологического процесса в каждом из подобных погрузочно-разгрузочных пунктов выработка обобщенных выводов и рекомендаций, которые были бы справедливы для вcex этих пунктов, не представляется возможной.
Иначе обстоит дело в тех погрузочно-разгрузочных пунктах, которые не наделены никакими иными функциями, кроме функций, связанных с приемом, отправлением и кратковременным хранением грузов, В таких пунктах, назовем их постоянно действующими погрузочно-разгрузочными пунктами, нет иного производственного процесса, кроме процесса, формирующегося в виде совокупности погрузочных, разгрузочных и складских операций.
Постоянно действующие погрузочно-разгрузочные пункты характерны прежде всего для различных видов транспорта ив том числе для автомобильного транспорта общего пользования, где примером таких пунктов являются грузовые автомобильные станции, создаваемые для выполнения междугородных автомобильных перевозок грузов.
Грузовыми автомобильными станциями (ГАС) называются линейные производственные предприятия, размещаемые на автомобильной магистрали, на которой организованы регулярные перевозки грузов. Места размещения ГAC подбираются с учетом требований процесса перевозок и нормальной эксплуатации подвижного состава. При организации работы автолиний по системе сквозного движения наибольшее развитие получают ГАС, размещаемые в пунктах с большим грузооборотом — преимущественно в крупных промышленных центрах, вблизи транспортных узлов. Из числа многочисленных функций ГАС здесь важно отметить такие, как прием и выдача грузов, организация и содержание складов и открытых площадок для хранения, сортировки по направлениям мелких отправок грузов и контейнеров, формирование сборочно-развозочных маршрутов -и автопоездов и дальнейшее руководство их работой.
К постоянно действующим погрузочно-разгрузочным пунктам относятся также грузовые дворы железнодорожных станций, морские и речные порты. Независимо от того, в систему какого вида транспорта входят эти пункты, они, как правило, работают на основе взаимодействия нескольких видов транспорта и в том числе автомобильного. За последнее время в связи с активным развитием контейнерных перевозок появились так называемые терминалы-специализированные погрузочно-разгрузочные пункты, всецело предназначенные для выполнения операций по перегрузке контейнеров, главным образом крупнотоннажных, с одного вида транспорта на другой.
Наряду с вышеперечисленными постоянно действующими погрузочно-разгрузочными пунктами, принадлежащими транспорту общего пользования, в разных отраслях народного хозяйства существую немало постоянно действующих погрузочно-разгрузочных пунктов иного типа. К ним относятся, в частности, выходные складские базы крупных промышленных предприятий, на которых сосредоточивается в ожидании отгрузки потребителям подлежащая реализации продукций данного предприятия. Другим примером могут быть оптово-складские базы систем торговли, потребительской кооперации и т. д.
На таких пунктах также преобладают функции отправления, приема и хранения грузов, и производственный процесс непосредственно не стыкуется с процессом производства того или иного вида груза.