4. Размещение и крепление грузов на подвижном составе.
При перевозке различных видов грузов необходимо соблюдать правила погрузки и транспортировки их в целях обеспечения эффективного использования автотранспортных средств и сохранности перевозимых грузов.
Укладка грузов в кузовах автомобилей (прицепов) должна начинаться от кабины рядами на всю высоту погрузки. По весу груз должен распределяться симметрично относительно продольной оси автомобиля и равномерно по всей площади пола кузова. Неполный ряд размещается последним.
В целях максимального использования объема кузова и грузоподъемности автомобилей, предотвращения продольного или поперечного перемещения в кузове, а также обеспечения сохранности при перевозке грузы в кузовах автомобилей и прицепов укладываются .плотно. В пустоты между отдельными грузовыми местами вставляются деревянные прокладки, распорки и пр.
Тарно-упаковочные грузы в мягкой таре (мешки, кули) при одноярусной укладке размещаются сшивками (завязками) вверх, при многоярусной укладке—горизонтальными рядами-сшивками (завязками) внутрь.
Грузы в ящиках или в тюках укладываются в кузовах в один или несколько ярусов, при этом штабель может быть прямоугольным или пирамидальным.
Грузы в ящиках (разных по размеру и массе) укладываются наиболее тщательно во избежание их смещения в движении, а также возможного давления (продольного, поперечного) тяжелых ящиков на легкие.
Тарно-упаковочные грузы, имеющие форму параллелепипеда, ч кузове автомобиля (прицепа) могут укладываться:
Рис. 3. Варианты укладки грузов, имеющих форму параллелепипеда, в кузове автомобиля и прицепа:
а — плашмя поперек кузова; б — плашмя вдоль кузова; в—на ребро поперек кузова; г-на ребро вдоль кузова; д—на торец вдоль переднего борта; е— на торец вдоль боковых бортов
плашмя (на большую опорную поверхность) поперек кузова (рис. 3, а);
плашмя вдоль кузова (рис. 3, б);
на ребро (на узкую опорную поверхность) поперек кузова (рис. 3, в);
на ребро вдоль кузова (рис. 3, г);
на торец вдоль переднего борта (рис. 3, д};
на торец вдоль боковых бортов (рис. 3,е).
Размещение грузов в кузовах автомобилей (прицепов) по одному из шести вариантов называется простейшей схемой размещения грузов. Укладка грузов по простейшим схемам не всегда обеспечивает наиболее полное использование вместимости кузова, поэтому применяется еще комбинированная схема размещения грузов, которая заключается в том, что укладку всех грузовых мест в одном кузове производят не по одной схеме, а в комбинации из двух или более простейших схем.
Рациональная схема укладки выбирается в каждом конкретном случае в зависимости от типа груза, размеров тары (упаковки), размеров кузова автомобиля (прицепа).
Тарно-упаковочные цилиндрические грузы (рулоны, барабаны, бочки, бутыли, корзины и пр.) при установке их на торец размещаются в кузове автомобиля (прицепа) по схеме, показанной на рис. 4.
Рис. 4. Схема размещения грузов цилиндрической формы в кузове автомобиля (прицепа).
a—правильными рядами с одинаковым количеством мест в каждом поперечном и продольном ряду; б — в шахматном порядке со сдвинутыми поперечными рядами: в—в шахматном порядке со сдвинутыми продольными рядами.
В целях предотвращения смещения грузов в кузове при движении на крутых поворотах, при резких торможениях, между отдельными грузовыми местами вставляются деревянные прокладки, распорки и т. п.
Высота автомобиля с грузом от поверхности дороги не должна превышать 3,8 м, а ширина — 2,5 м. Свешивание груза за задний борт разрешается, но не более 2 м; при этом задний борт должен быть прикрыт и подвешен так, чтобы был ясно виден номерной знак автомобиля; а груз во время движения автомобиля не должен касаться поверхности дороги (рис. 5).
Рис.5. Предельные габариты загрузки автомобилей.
При перевозке груза, выступающего за габариты транспортного средства, крайние по ширине спереди и сзади точки груза должны быть обозначены днем сигнальными щитками или флажками раз мером 400Х400 мм (с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм с обеих сторон щитка или флажка), а в темное время суток и в других условиях недостаточной видимости — светоотражающими приспособлениями и фонарями спереди белого и сзади красного цвета (рис. 6).
Рис. 6. Перевозка негабаритных грузов.
Длина автопоезда, состоящего из тягача с одним прицепом, не должна превышать 20 м, а с несколькими прицепами — 24 м.
По окончании погрузки борта автомобиля (прицепа) надежно закрепляются; груз при необходимости накрывается брезентом и прочно увязывается.
В целях наиболее полного использования грузоподъемности и емкости кузова автомобиля при погрузке грузов следует руководствоваться расчетами, номограммами, схемами укладки и существующими нормами загрузки автомобилей.
Нормы загрузки автомобилей объявлены в справочниках норм погрузки основных воинских грузов на автомобили и прицепы.
При отсутствии справочников нормы погрузки и схемы укладки определяются на основе массы и габаритных размеров грузовых мест, номинальной грузоподъемности и внутренних размеров кузова автотранспортного средства.
Основными условиями рационального использования номинальной грузоподъемности автомобильного транспорта при перевозке воинских грузов являются:
рациональное использование грузовместимости автотранспортных средств;
умелое использование соотношений или кратности габаритных размеров тары (упаковки) грузов и внутренних размеров кузовов при загрузке автотранспортных средств;
рациональная укладка грузов в кузовах;
наращивание бортов кузовов;
пакетирование и контейнеризация грузов.