2.2. Кабинеты по безопасности движения.
Кабинет по безопасности движения создается в организации-владельце автотранспортных средств для проведения воспитательной и методической работы с водителями и работниками организации по обеспечению безопасности движения.
Обязательное наличие кабинета по безопасности движения предусматривается в организации-владельце автотранспортных средств с числом водителей 50 и более человек. В организации-владельце автотранспортных средств с меньшим числом водителей обязательным является наличие уголка безопасности движения, размещаемого вблизи от диспетчерской.
Непосредственным организатором работы кабинета по безопасности движения и ответственным за состояние оборудования и экспозиции является начальник отдела (старший инженер, инженер) безопасности движения. Ответственным за комплектацию и оборудование кабинета по безопасности движения в соответствии с требованиями настоящего стандарта является руководитель организации-владельца автотранспортных средств.
2.2.1. Размеры и основное оборудование.
Минимальные размеры кабинета по безопасности движения устанавливаются по численности средней расчетной группы единовременно занимающихся слушателей и площади, требуемой для размещения стационарного оборудования.
Средняя численность группы определяется исходя из обеспечения возможности прохождения занятий в кабинете каждым водителем организации-владельца автотранспортных средств один раз в месяц.
Минимальные рекомендуемые размеры площади для размещения слушателей в кабинете по безопасности движения приведены таблице №1.
Таблица №1. «Минимальные размеры кабинета по БДД для размещения слушателей».
Число водителей на предприятии | Число посадочных мест в кабинете | Площадь для размещения слушателей, м2 |
50-150 | 10-12 | 25-30 |
151-300 | 12-15 | 30-38 |
301-500 | 21-25 | 40-50 |
501 и более | 26-30 | 60-75 |
Площадь кабинета для размещения стационарного оборудования обосновывается конкретным количеством и размерами приобретаемой аппаратуры м должна составлять не менее 10 м2.
Для организации-владельца автотранспортных средств с численностью водителей более 500 рекомендуется выделение дополнительного помещения для оборудования кинофотолаборатории площадью до 15 м2.
Основное оборудование кабинета по безопасности движения:
комплекты наглядных пособий по дорожным знакам, дорожной разметке, разъезду транспортных средств на нерегулируемых и регулируемых пересечениях, а также пособия по основам безопасности движения и типичным аварийным ситуациям;
доска классная, доска магнитная, кинопроекционная аппаратура и экран;
аппаратура для автоматизированного контроля знаний водителя;
магнитофон для записи и воспроизведения текстов лекций и бесед по безопасности движения;
аппаратура для демонстрации диапозитивов, диафильмов и кинофильмов;
фотоаппарат и кинокамера;
столы и стулья для слушателей, стол и стул для преподавателя, стол письменный и конторский шкаф для рабочего места инженера по безопасности движения.
Рекомендуемое дополнительное оборудование кабинета по безопасности движения:
автомобильные тренажеры для совершенствования рациональных и безопасных приемов управления автомобилем, для формирования и проверки сенсомоторных реакций;
аппаратура для группового обучения водителей и контроля знаний по безопасному управлению автотранспортными средствами;
тренажеры и учебно-тренировочные стенды по Правилам дорожного движения;
устройства и приборы для контроля психофизиологических функций водителя.
2.2.2. Наглядная информация.
Кабинет по безопасности движения обеспечивается наглядной информацией (планшеты, плакаты, диапозитивы) по следующим разделам:
учебно-методический;
справочный;
агитационно-пропагандистский.
Учебно-методическая наглядная информация должна формироваться по следующим направлениям:
1. Требования к психофизиологическому состоянию водителей и его влияние на безопасность движения.
2. Конструктивные и эксплуатационные особенности подвижного состава, находящегося в эксплуатации в организации-владельцев автотранспортных средств, требования к техническому состоянию узлов, влияющих на безопасность движения.
3. Анализ дорожно-транспортных ситуаций, типичных для условий работы данной организации-владельца автотранспортных средств, при которых возникали дорожно-транспортные происшествия.
4. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации-владельца автотранспортных средств.
5. Справочная информация подразделяется на постоянную и оперативную. Постоянная справочная информация размещается в кабинете по безопасности движения. Оперативная информация должна размещаться в местах, где она будет наиболее доступна для восприятия водителей.
Постоянная справочная информация формируется по следующим основным направлениям:
1. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств.
2. Требования к режиму труда и отдыха водителей.
3. Характеристика улично-дорожной сети и дорожных условий в зоне работы организации-владельца автотранспортных средств, схема организации движения автотранспорта на территории организации-владельца автотранспортных средств.
4. Административная, гражданская и уголовная ответственность водителей и работников автотранспорта за нарушение Правил дорожного движения и совершение дорожно-транспортных происшествий.
5. Статистические сведения о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях Правил дорожного движения в организации-владельце автотранспортных средств и по колоннам.
6. Основные нормативные документы по безопасности движения. Оперативная информация должна содержать сведения о прогнозе погодных и дорожных условий, об изменениях в организации движения на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях Правил дорожного движения водителями, о мероприятиях, намеченных по профилактике аварийности и повышению квалификации водителей.
2.2.3. Организация работы кабинета.
Основные мероприятия, проводимые кабинетом по безопасности движения, разрабатываются начальником отдела (старшим инженером, инженером) по безопасности движения и планируется в общем квартальном плане мероприятий организации-владельца автотранспортных средств по предупреждению ДТП, утвержденном руководителем организации-владельца автотранспортных средств.
Ежедневный распорядок работы кабинета, а также план проведения мероприятий не менее, чем за 14 дней до начала цикла работ должны быть вывешены в непосредственной близости от входа в кабинет.
В кабинете по безопасности движения должны заполняться следующие журналы:
учета проводимых мероприятий;
инструктажа водителей и других лиц по безопасности движения;
проверки знаний Правил дорожного движения.
В журнале учета проводимых мероприятий фиксируется дата проведения, наименование мероприятия, фамилия ответственного за проведение, а также фамилия лектора (докладчика) и число присутствующих.
В журнале инструктажа осуществляется запись темы инструктажа, персональная регистрация каждого лица, прошедшего инструктаж, что подтверждается его личной подписью.
В журнале проверки знаний Правил дорожного движения фиксируются дата и результат проверки, ведется персональная регистрация каждого лица, прошедшего проверку, что подтверждается его личной подписью и подписью лица, проводившего проверку.
В кабинете по безопасности движения проводятся следующие основные виды работ:
1. Занятия по основам безопасного вождения автомобиля. Правилам дорожного движения и другим нормативным документам для водителей и других работников организации-владельца автотранспортных средств.
2. Проверка знаний Правил дорожного движения водителями.
3. Проведение консультаций для водителей и других работников по вопросам обеспечения БДД.
4. Инструктаж водителей по сезонным условиям работы и особым видам перевозок.
5. Вводный инструктаж при приеме на работу.
6. Инструктаж водителей при направлении в командировку.
7. Передачи по радиосети организации-владельца автотранспортных средств, посвященные актуальным вопросам обеспечения безопасности движения.