1.1. Принципы анализа ДТП.
Как правило, для предприятия, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов для проведения анализа недостаточно количества ДТП по вине водителей предприятия с пострадавшими, необходимо рассматривать все ДТП, независимо от тяжести последствий и вины водителей, т. к. малое количество данных о ДТП не позволяет получить достоверные выводы.
Сформулирована следующая принципиальная схема анализа:
выделение групп ДТП для их углубленного исследования. К этим группам в первую очередь относятся группы, характеризующиеся большим количеством ДТП, высокой тяжестью последствий ДТП, ростом ДТП или осознаваемыми возможностями предотвращения ДТП. Для этого проводится сопоставительный анализ структуры аварийности. Объектами анализа могут быть виды ДТП; категории и марки транспортных средств; группы водителей по стажу (общему и в предприятии), возрасту, другим особенностям: регулярные маршруты, обслуживаемые предприятием, подразделения предприятия (колонны, отряды, бригады) и др. При этом сопоставление производится также со средними значениями соответствующих показателей по отрасли;
анализ внутренней структуры аварийности по каждой выделенной группе по показателям времени и места совершения ДТП, состава автомобилей, виду и характеру перевозки, видам нарушений ПДД, часу работы на линии и т. д. Целью анализа является выявление «узких мест» - условий повышенной вероятности ДТП;
выявление причин и эффективных комплексов мероприятий по устранению причин ДТП.
При выявлении причин используются также материалы служебных расследований, опросы, ситуационный анализ.
Для проведения анализа в предприятии необходимо иметь:
данные о ДТП;
данные о последствиях ДТП;
данные о парке транспортных средств;
данные о водительском составе (сведения о водителях, как правило, накапливаются и обобщаются в карточках персонального учета водителей (личных карточках), в которые, заносятся данные о повышении квалификации, прохождении стажировки, обязательного обучения, медосвидетельствования и т. д.);
данные о скоростных режимах движения (средних скоростях, заложенных в расписании);
данные о нарушениях ПДД и принятых мерах;
сведения о реализации запланированных мероприятий по БДД (количество проверок, медосмотров, инструктажей и т. д.).
Исследования НИИАТ установили целесообразность использования для анализа и оценки профилактической работы по БД неаварийных показателей. Их использование связано, во-первых, с тем, что часто данных об аварийности недостаточно для анализа и оценки, а во-вторых, неаварийные показатели позволяют реагировать на симптомы неблагоприятных тенденций до того, как они станут причинами происшествий.
Ниже приводится перечень показателей, разделенных по основным задачам деятельности по предупреждению ДТП.
1. Обеспечение надежности водительского состава.
1.1. Аварийные показатели:
количество ДТП по вине водителей;
коэффициент виновности в различных классах ДТП.
1.2. Неаварийные показатели:
количество выявленных нарушений ПДД водителями на линия по отношению к числу проверок;
число водителей в «опасном состоянии» (нетрезвом, переутомленном, болезненном), отстраненных предрейсовым медосмотром;
число нарушений ПДД, в том числе с повторными нарушениями;
показатели числа водителей, повысивших свою квалификацию;
число водителей со стажем работы до 1 года.
2. Обеспечение технической исправности транспортных средств в эксплуатации
2.1. Аварийные показатели:
количество ДТП по причине технической неисправности транспортных средств;
удельная тяжесть последствий, связанная с неисправностью автомобиля.
2.2. Неаварийные показатели:
сходы с линии по технической неисправности;
количество автомобилей, работающих на линии с неисправностями, угрожающими БДД;
количество автомобилей, не оснащенных необходимыми приборами и оборудованием и др.
3. Обеспечение безопасности при организации перевозочного процесса.
3.1. Аварийные показатели:
процент ДТП после 8 часов работы водителя на линии;
процент ДТП при использовании автомобиля в личных целях;
процент ДТП, совершенных неопытными водителями (со стажем от 1 до 3 лет).
3.2. Неаварийные показатели:
количество нарушений ПДД, выявленных при линейном контроле ; предприятия по сравнению с зарегистрированными в ГАИ, отнесенное к количеству часов, отработанных при линейном контроле на линии;
количество часов переработки на 1 водителя в год;
количество проверок, осуществляемых линейным контролем предприятия;
процент водителей, выезжающих на линию после проверки предрейсовым медосмотром;
4. Обеспечение безопасных условий работы водителей на линии.
4.1. Аварийные показатели:
количество ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий.
4.2. Неаварийные показатели:
количество (процент) маршрутов регулярных перевозок, снабженных паспортами и схемами опасных мест;
количество сходов с линии из-за неблагоприятных дорожных условий, срывов графиков движения и др.
Увеличение значений аварийных и неаварийных показателей с большой вероятностью свидетельствует о наличии проблем БДД, т. е. отклонений в работе служб предприятия по обеспечению БДД. Эти недостатки можно считать потенциальными носителями причин ДТП. Следует отметить, что для предприятия, как очага ДТП. характерны две классификации причин ДТП.
Первая связана с конкретными ситуациями, в которых водитель наиболее часто совершает ошибки, приводящие к ДТП, и используется в обучении, при повышении квалификации, проведении инструктажей водителей.
Вторая классификация относится к причинам, на устранение которых и направлена вся система профилактической работы в предприятиях. На ее основе разработан перечень аварийных и неаварийных показателей, приведенный выше, а также разработаны и отражены в нормативных документах задачи, основные направления, требования к организации деятельности по обеспечению БДД в предприятиях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.
Итак, на основе анализа аварийности (сопоставительного анализа динамики и структуры аварийности), анализа единичных ДТП (в ходе и по материалам служебных расследований), анализа неаварийных показателей, анализа практики реализации мероприятий по БДД в предприятии, анализа выполнения требований нормативных документов выявляются основные причины ДТП, проблемы («узкие места», недостатки) в деятельности предприятия по БДД, формулируются задачи, основные направления деятельности по устранению выявленных причин, проблем. Результаты проведенного комплексного анализа являются базой для формирования плана (программы) конкретных мероприятий по безопасности движения.