3.1. Общие положения
Положение о порядке проведения служебного расследования ДТП утверждено приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР № 49 от 26.04.90г.
Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих БДД, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.
При служебном расследовании, в пределах компетенции лица его проводящего, должны быть выявлены:
обстоятельства, предшествующие происшествию;
причины происшествия;
влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
последствия происшествия;
лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации) способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Служебное расследование проводится:
руководителем автотранспортного предприятия (организации) – всех ДТП с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;
руководителем территориального производственного объединения – дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;
руководителем Министерства, а также начальниками: Отдела по безопасности движения, главных управлений по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) – дорожно-транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.
Служебное расследование должно проводиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта – с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.
Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.
Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.