5. Санкции за нарушение экологического законодательства
Конкретные санкции предусмотрены соответствующим законодательством, включая Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "Земельный кодекс Российской Федерации", "Водный Кодекс Российской Федераций", "Основы лесного законодательства" Российской Федераций, а также Законы Российской Федерации "О недрах", "Об охране атмосферного воздуха", "О животном мире", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О защите прав потребителей", "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Штрафы, налагаемые в административном порядке, рассчитываются по следующей шкале:
гражданам - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;
должностным лицам - до двухсоткратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;
предприятиям, учреждениям, организациям - до 1000 рублей.
Конкретный размер штрафа определяется административным органом и зависит от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и размера причиненного вреда.
Штрафы за экологические правонарушения налагаются Госкомэкологии России, Госкомсанэпиднадзором и Госгортехнадзором. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.
Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.
Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды.
Гражданская ответственность
В Основах Гражданского права предусмотрено, что вред, причиненный любому лицу или имуществу любого физического или юридического лица, подлежит полному возмещению лицом, причинившим этот вред. Ответчик освобождается от обязанности возмещения вреда, если доказано, что ответчик не был виновен в этом вреде. Определив ущерб, суд или арбитраж обязывает ответчика либо исправить причиненный вред в натуральной форме посредством восстановления окружающей среды, либо предоставить возмещение за понесенные убытки. Российское законодательство определяет следующие типы вины:
Прямой умысел - ответчик знал возможные последствия его действий и хотел, чтобы его действия имели эти последствия.
Косвенный умысел - ответчик знал возможные последствия его действий, но не хотел, чтобы его действия имели эти последствия.
Небрежность - ответчик не желал, чтобы его действия имели определенные последствия и не предполагал возможные последствия, но объективно он должен был и мог предвидеть.
Основами гражданского права устанавливается строгая ответственность юридических и физических лиц, деятельность которых связана с "источником повышенной опасности" для окружающих (сюда относятся, например, транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей). Проблема заключается в том, что перечень источников повышенной опасности не определен. Закон "Об охране окружающей природной среды" предусматривает, что предприятия и организации, деятельность которых характеризуется повышенной опасностью для окружающей среды, обязаны полностью возмещать вред, причиненный окружающей среде. В тех случаях, когда ущерб возникает в результате указанной опасной деятельности, обязанность ответчика по устранению вреда должна строго соблюдаться, т.е. здесь не требуется доказательство у ответчика намерения причинить вред, только не будет доказано, что вред явился следствием непреодолимой силы или умышленного действия потерпевшего. Строгая ответственность не зависит от вины, более того, отсутствие "должного прилежания" не является условием для строгой ответственности, которая может наступить, несмотря на его наличие.
Общие правила установления ответственности юридических лиц, становятся правопреемниками после реорганизации, предусматриваются Гражданским кодексом. В нем определено, что в случае реорганизации юридического лица к его правопреемникам могут быть преложены требования, оговоренные в известных статьях закона Объем прав и обязанностей юридического лица, выступающего в роли правопреемника в период приобретения имущества, зависит от объема прав и обязанностей предыдущего владельца.
В гражданском праве существуют три вида корректирующих мероприятий в случае экологического ущерба:
возмещение ущерба, причиненного окружающей среде в результате экологического правонарушения;
восстановление окружающей среды за счет ответчика;
прекращение экологически вредной деятельности, причиняющей ущерб имуществу граждан или окружающей среде.
Административная ответственность
Административная ответственность, т.е. штрафы за экологический ущерб, предусмотрена в Законе "Об охране окружающей природной среды" и в кодексе "Об административных правонарушениях".
Административную ответственность за нарушения могут нести физические лица, включая государственных служащих, а также предприятия и прочие организации. Виновные в нарушениях обязаны уплатить штраф, налагаемый в административном порядке. Размеры штрафа могут лежать в следующих пределах:
для отдельных граждан - от одно- до десятикратного минимального размера месячной заработной платы;
для государственных должностных лиц - от трех- до двадцатикратного минимального размера месячной заработной платы;
для предприятий и других организаций - 50 - 500 рублей.
Штрафы за административные правонарушения налагаются специально назначенными органами государственной власти Российской Федерации, которые осуществляют общий контроль за охраной окружающей среды. Конкретный размер штрафа определяется административным органом и зависит от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и размера причиненного ущерба. В условиях низкого максимального размера штрафа, установленного законом для предприятий и прочих организаций, административные органы склонны налагать административные штрафы на отдельных лиц, занимающих руководящие посты.
Положения, касающиеся административной ответственности, содержатся в Законе "О местном самоуправлении" в Законе "О санитарном и эпидемиологическом благосостоянии населения" и в Законе "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с названными законами местные органы законодательной власти, территориальный орган Госкомэкологии РФ и санитарноэпидемиологическая инспекция имеют право приостанавливать деятельность предприятий за нарушение экологических и санитарных норм.
Уголовная ответственность
Уголовный кодекс устанавливает уголовную ответственность должностных лиц и граждан, виновных в совершении экологических преступлений. В Законе "Об охране окружающей природной среды" рассматривается понятие экологических преступлений, определяемых как опасные деяния, совершенные должностными лицами или гражданами, которые нарушают экологическое законодательство и правила, принятые в Российской Федерации, создают угрозу экологической безопасности общества и причиняют вред окружающей среде и здоровью людей.