4. Ответственность за экологические правонарушения.
Загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов, несоблюдение стандартов и норм качества среды обитания, порча природных объектов, в том числе памятников природы, нарушение прочих экологических требований относятся к категории экологических правонарушений за которые предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность должностных лиц и граждан, а также административная и гражданско-правовая ответственность предприятий и организаций.
Виды ответственности отражены в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Гражданском и Уголовном кодексах РФ и в подзаконных нормативных актах.
Экологические преступления расцениваются как общественно опасные деяния, оказывающие большое влияние на состояние общественной безопасности, наносящие вред здоровью людей и значительный экономический ущерб. Субъектами экологического правонарушения могут являться как российские, так и иностранные физические и юридические лица, независимо от форм собственности и подчиненности. Объект экологического правонарушения - биосфера в целом или отдельные естественные экосистемы. Это важно учитывать при квалификации конкретного правонарушения как экологического. Например, нельзя считать экологическим правонарушением хищение или уничтожение рыбы в рыбохозяйственных водоемах, так как промысловая рыба появилась в них не естественным путем, а при участии человека; загрязнение воздуха в производственных помещениях, так как они являются искусственно созданной средой обитания.
Основными составляющими экологического правонарушения являются противоправность поведения, причинение вреда или возникновение его реальной угрозы, наличие связи между противоправным поведением и нанесенным вредом. Если в результате правонарушения не нанесен вред природной среде, оно не будет расцениваться как экологическое. Например, самовольный захват земли под автостоянку, если он не сопряжен с причинением вреда природе, будет считаться не экологическим, а земельно-правовым нарушением.
В зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения и его субъекта предусматриваются разные виды экологоправовой ответственности. Юридическое лицо не может нести уголовную, дисциплинарную, материальную ответственность, которые возлагаются на граждан. Одни виды ответственности могут применяться в совокупности, другие - альтернативно. Так, за одно преступление нельзя одновременно привлечь к уголовной и дисциплинарной ответственности.
Экологические правонарушения подразделяются на две группы - проступки и преступления. Это учитывается при определении меры ответственности.
Экологические проступки совершают должностные лица предприятий при невыполнении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. К ним применяют меры дисциплинарной ответственности, в частности лишение материального поощрения или даже увольнение с работы.
К административной ответственности привлекаются должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических правонарушений, наиболее характерными из которых на транспорте являются: несоблюдение стандартов и норм качества природной среды, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и неучет ее требований, нарушение экологических требований при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и путей сообщения, сверхнормативное загрязнение окружающей среды, порча и уничтожение природно-заповедных комплексов и естественных экосистем и др. Правонарушители подвергаются штрафу: граждане - от одного до десятикратного размера минимальной оплаты труда, должностные лица - от трехкратного до двадцатикратного, предприятиям, учреждениям, организациям назначается определенная сумма.
Экологические правонарушения могут повлечь за собой нанесение Ощутимого вреда природной среде (ее загрязнение, истощение, разрушение) и природопользователю (в виде утраты его имущества, неполучения дохода, возникновения дополнительных расходов на восстановление разрушенного состояния природной среды и др.). В этом случае на виновных юридических и физических лиц возлагается гражданская ответственность которая обязывает возместить нанесенный ущерб. В связи с отсутствием методик оценки нанесенного вреда Высший арбитражный суд РФ постановлением Пленума от 21 октября 1993 года указал, что вред должен возмещаться по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды.
Уголовная ответственность должностных лиц и граждан наступает за экологические преступления, которые выражаются в посягательстве на экологический правопорядок в РФ, экологическую безопасность общества и причинении вреда окружающей природной среде и здоровью человека.
В настоящее время до 90% от всех выявленных нарушений природоохранительного законодательства наказывается в административном порядке [3]. Однако для обеспечения экологической безопасности административных санкций недостаточно. Применение норм уголовной ответственности ограничено из-за несовершенства законодательной базы, предусматривающей ответственность за экологические преступления.
Взаимодействие автомобильной энергоустановки с окружающей средой происходит посредством потоков вещества, энергии и энтропии на всем протяжении жизненного цикла, т. е. на этапах получения конструкционных и эксплуатационных материалов, изготовления, выполнения транспортной работы, восстановления работоспособности и утилизации.
Указанное взаимодействие осуществляется в природно-технической экосистеме "Автотранспортный комплекс — окружающая среда" (АТКОС). В ней происходит перенос упомянутых выше субстанций, что ведет к возрастанию энтропии, рассеянию вещества (потребление конструкционных и эксплуатационных материалов) и энергии в элементах жизненного цикла энергоустановки.
Наряду с этим в системе АТКОС происходят и деградационные экологические процессы, связанные в изменением ее состояния вследствие загрязнения окружающей среды токсическими, вредными веществами, источниками которых являются автомобильная энергоустановка и инфраструктура.
Развитие системы АТКОС в этом случае характеризуется по времени последовательной сменой текущих экологических состояний.
Автомобильная энергоустановка будет считаться в этой системе экологически чистой, если ее создание, функционирование и утилизация не приводит к нарушению стабильности экосистемы АТКОС, т. е. выходу характеристики ее состояния за пределы экологического допуска (регламентируемых антропогенных изменений или техногенных воздействий).
Возможны различные варианты организации алгоритмов, определяющих характеристику текущего состояния рассматриваемой экосистемы и связанную с процессами взаимодействия энергоустановки с окружающей средой.
На пути к построению и реализации таких алгоритмов выполнен комплекс исследований и получены следующие результаты.
На основании анализа статистических материалов, чертежно-конструкторской документации, отчетных материалов и публикаций отраслевых НИИ, данных заводов-изготовителей установлены функциональные зависимости массы отдельных элементов энергоустановки (глушителя, радиатора, топливного бака), массы ввозимых топлива, моторного масла и охлаждающей жидкости от мощности бензиновых и дизельных ДВС, выпускаемых в странах бывшего СССР. Выявлены также зависимости полной массы двигателя и энергоустановки от массы АТС при использовании в качестве моторного топлива бензина, дизтоплива, сжиженного нефтяного и сжатого природного газа (анализ конструкций энергоустановок 66 типов АТС), а также содержание в конструкции каждой из рассматриваемых энергоустановок семи групп конструкционных и шести групп эксплуатационных материалов.
На основании анализа тенденций развития транспортных систем, динамики требований к автотранспортным средствам различного назначения, особенностей конструкций АТС и энергоустановок на протяжении последних 40 лет разработана пространственно-функциональная схема, установлены характерные признаки, граничные условия и особенности развития системы АТКОС отдельного государства или региона, а также определён набор требований к конструкции экологически чистого автомобиля или энергоустановки.
В числе этих требований: безопасность выполнения транспортных услуг, обеспечение транспортного комфорта и сохранности грузов при транспортировании, безвредность воздействия на окружающую среду, сохранение природных (топливно-энергетических, материальных, трудовых) ресурсов. Обязательным остается и требование экологически чистыми было бы преждевременным, ибо из выполненного анализа неясно, будут ли находиться в пределах экологического допуска значения показателей, регламентируемых во всех элементах жизненного цикла; насколько интенсивно будут происходить процессы диссипации энергии в этих элементах; как отразится динамика ввода в парк подвижного состава региона данных перспективных образцов автотранспортной техники на изменение энергоэкологической ситуации в нем. Исследования в данном направлении активно продолжаются.
транспортной эффективности, которому должна соответствовать любая, в том числе и экологически чистая энергоустановка.
Выполнен анализ регламентируемых в настоящее время в России, Западной Европе и США групповых свойств, одиночных показателей и их измерителей, призванных отражать требования экологической чистоты в конструкции АТС и энергоустановки и реализуемых на разных этапах жизненного цикла.
Установлено, что набор одиночных показателей, групповых свойств является неполным, иерархически несистематизированным. Отсутствуют не только измерители обобщенных свойств, отражающих в целом то или иное требование экологической чистоты, но и одночисловые измерители большинства групповых свойств, входящих в каждый из измерителей обобщенных свойств.
Структуризация целевых установок (три уровня иерархии), упорядочение пяти измерителей обобщенных, 24 групповых свойств и 1887 одиночных показателей, отражающих в конструкции энергоустановки, автотранспортного средства совокупость требований экологической чистоты, произведена на основе структурно-морфологического анализа.
С введением в рассмотрение функции ценности осуществлена свертка измерителей одиночных показателей в групповые свойства, затем в обобщенные и, наконец, в интегральный измеритель (критерий) экологической чистоты, отражающий в конструкции энергоустановки (АТС) совокупность приведенных выше требований. Свертка измерителей выполнена с использованием значений экспортно установленных значений весовых (шкалирующих) коэффициентов, характеризующих ценностные соотношения между измерителями 63 основных одиночных показателей автотранспортных средств и 48 показателей энергоустановок.
Для бензиновых энергоустановок легковых АТС наибольшую значимость имеют выбросы полиароматических углеводородов, удельная мощность, выбросы оксидов азота, уровень звука и минимальный удельный эффективный расход топлива. Для дизельных энергоустановок рабочим объемом более 8 л в числе наиболее значимых минимальный удельный эффективный расход топлива, выбросы оксидов азота, уровень звука, выбросы твердых частиц и полиароматических углеводородов.
Количественные оценки относительного уровня экологической чистоты существующих и перспективных (уровень 2000 г.) энергоустановок и АТС осуществлены с использованием метода балльной экспертной оценки значений показателей перспективных образцов, разрабатываемых в Государственной научно-технической программе "Высокоскоростной экологически чистый транспорт", в сравнении с базовыми объектами, выпускаемыми отечественной автомобильной промышленностью.
Установлено, при реализации совокупности приведенных выше технических решений в конструкции перспективных энергоустановок уровень экологической чистоты бензиновой энергоустановки может быть увеличен в 3,27 раза, дизельной — в 2,38 раза.
При использовании данных конструкций на автотранспортных средствах уровень экологической чистоты последних может быть повышен в 3,73 раза для легкового автомобиля и в 1,9 раза для городского автобуса большой вместимости.
Примерно в 60 раз может быть увеличен уровень экологической чистоты грузового АТС типа ИЖ-2715 при замене бензиновой энергоустановки на тяговый электропривод с использованием серно-натриевой аккумуляторной батареи, что подтверждает экологическую привлекательность данного типа энергоустановки по сравнению с бензиновым или дизельным приводом.
Однако сделать заключение о том, что рассматриваемые перспективные энергоустановки или АТС являются экологически чистыми было бы преждевременным, ибо из выполненного анализа неясно, будут ли находиться в пределах экологического допуска значения показателей, регламентируемых во всех элементах жизненного цикла; насколько интенсивно будут происходить процессы диссипации энергии в этих элементах; как отразится динамика ввода в парк подвижного состава региона данных перспективных образцов автотранспортной техники на изменение энергоэкологической ситуации в нем. Исследования в данном направлении активно продолжаются.