3. Пути и методы снижения токсичности выбросов автомобильным транспортом. Мероприятия по охране окружающей среды на автомобильном транспорте.
Пути и методы снижения токсичности выбросов автомобильным транспортом. Мероприятия по охране окружающей среды на автомобильном транспорте.
«О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку в г. Москве».
производство и реализация в городе высокооктанового бензина с кислородосодержащей добавкой;
производство и реализация моторного топлива с улучшенными экологическими показателями;
переоборудование автотранспорта для работы на КПГ;
производство и внедрение нейтрализаторов отработавших газов;
производство и внедрение бесконтактной системы зажигания (БСЗ);
оснащение транспортных средств системой турбонадува;
организация производства по переработке изношенных автопокрышек;
Управляемый рабочий процесс с интенсифицированным сгоранием позволит, как предполагается, эффективно сжигать не только бензин, но и метанол, эфиры, природный газ.
Перспективы значительного сокращения выбросов вредных веществ с отработавшими газами энергоустановки данного типа связываются с внедрением микропроцессорной системы впрыска нового поколения с соответствующими алгоритмами управления, трехкомпонентной системы нейтрализации, в том числе с использованием в качестве катализатора металлов неплатиновой группы. Снижению вредных выбросов будет способствовать применение бензинов с оптимизированным содержанием низкокипящих фракций, пониженным содержанием бензола, а также не склонных к угару моторных масел.
Заложенные в конструкцию основных деталей кривошипно-шатунного механизма двигателя технические решения и конструкционные материалы (алюминиевый блок цилиндров с залитыми чугунными гильзами, двухкольцевые поршни из композиционных материалов), использование шумо- и виброизолирующих материалов в других элементах позволит снизить уровень шума до 90 дБА.
Важной особенностью энергоустановки является наличие микропроцессорной системы управления с гибким многопараметрическим управлением рабочим процессом во всем диапазоне эксплуатационных режимов. Двигатель оборудуется многофункциональной программно-адаптивной системой управления по зажиганию, топливоподаче, вихревому движению заряда.
Кроме того в обеих энергоустановках предполагается использовать охлаждающую жидкость с увеличенным в 1,5-2 раза сроком службы, что позволит сократить объем потребления воды в процессе эксплуатации.
Установлено, что при реализации указанных выше технических решений уровень экологической чистоты бензиновой энергоустановки для легковых АТС может быть повышен в 3,27 раза в основном из-за снижения токсичности отработанных газов.
Для дизельной энергоустановки с рабочим объемом более 8 л уровень экологической чистоты может быть увеличен не столь существенно — в 2,38 раза.
Однако сделать заключение о том, что рассматриваемые перспективные энергоустановки являются экологически чистыми было бы преждевременным, ибо из выполненного анализа неясно: будут ли находиться в пределах экологического допуска показатели, регламентируемые в других элементах жизненного цикла; насколько интенсивно будут происходить процессы диссипации энергии в этих элементах; как отразится динамика ввода в парк АТС региона транспортных средств с этими энергоустановками на изменение энергоэкологической ситуации в нем.
Исследования в данном направлении активно проводятся в рамках международного проекта "Расчеты токсичности отработавших газов автомобильных энергоустановок" COST—319 научно-технического сотрудничества стран Европы, в котором участвуют представители 118 фирм, научно-исследовательских институтов, университетов из Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Испании, Финляндии, Великобритании, Греции, Венгрии, Ирландии, Италии, Норвегии, Польши, Чехии, Германии, Болгарии, России, Словакии, Швеции, Турции, Хорватии, Португалии, Нидерландов, Литвы, Швейцарии.
Темы проектов закреплены за 31 руководителем из 20 стран, в том числе от России за чл.-корр. РАН Луканиным В. Н.
В табл. 3 приведены результаты оценки уровня экологической чистоты существующих и перспективных АТС, разрабатываемых в упомянутой выше Государственной программе по созданию экологически чистых АТС.
По сравнению с базовыми объектами уровни экологической чистоты макетных образцов легковых АТС, разрабатываемых на АЗЛК (Истра) и в НАМИ (Роса), может возрасти соответственно в 3,7 и 4,2 раза. В 1,9 раза может возрасти уровень экологической чистоты макетного образца перспективного автобуса ЛИАЗ большой и особо большой вместимости.
Предполагается, что на легковом автотранспортном стенде НАМИ и автобусе ЛИАЗ будут использованы бензиновая и дизельная энергоустановки, уровни экологической чистоты которых приведены ниже.
Однако наиболее впечатляют результаты сравнения уровней экологической чистоты АТС грузоподъемностью до 2 т (ИЖ-2715) и электромобиля этого класса Э-2000 с натрий-серной тяговой аккумуляторной батареей, обеспечивающей пробег без подзарядки 160-200 км. Конструкция такой батареи также разрабатывается в Госпрограмме.
Оказалось, что уровень экологической чистоты транспортного средства почти в 61 раз больше, чем у АТС с бензиновым двигателем.
Полученные результаты подтверждают несомненную экологическую привлекательность электротранспорта для крупных городов со значительным уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Снижение токсичности и дымности отработавших газов может быть достигнуто за счет совершенствования конструкции двигателей, улучшения технического состояния автомобилей в эксплуатации, применения альтернативных видов топлив, а также применения нейтрализаторов, сажевых фильтров и присадок к топливу.
Нейтрализаторы ОГ устанавливаются, как правило, в выпускной системе автомобиля. Их действие основано на принципе каталитического воздействия таких металлов как платина, палладий, родий на процессы окисления и восстановления основных токсичных компонентов. Нейтрализаторы снижают содержание токсичных веществ в ОГ на 60 % и более. Однако каталитические нейтрализаторы при работе двигателя на этилированном бензине сразу отравляются свинцом и приходят в негодность.
Для снижения дымности ОГ дизелей применяются специальные присадки, добавляемые к дизельному топливу. Такие присадки снижают дымность в среднем на 40-60 %.
Государственный экологический контроль. В 1996 году Министерство юстиции РФ зарегистрировало Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Минприроды России и его территориальных органов, в которых изложены права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, а также меры по устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. На Госкомэкологии и его территориальные органы возложена задача координации деятельности специально уполномоченных органов РФ в области охраны окружающей среды. Контролировать соблюдение экологических требований на транспорте призвано Министерство транспорта России. В его составе создана Российская транспортная инспекция (РТИ), включающая в себя подразделения экологического контроля, которые следят за экологическим состоянием подвижного состава предприятий и организаций транспорта, водных путей и дорог.
Российская транспортная инспекция осуществляет инспекционный контроль международных автомобильных перевозок, проверки в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств с целью соблюдения требований международных договоров РФ, инспектирование и лицензирование деятельности по пассажирским и грузовым перевозкам, ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств на коммерческой основе, строительству и содержанию автодорог, реализации нефтепродуктов и оперативный контроль их качества.
Созданы стационарные посты инспекции автогрузового контроля на всех магистралях, связывающих Россию с зарубежными странами, а также на въездах в города республиканского, краевого, областного подчинения, где ведут проверку технического состояния автотранспорта по 24 позициям, что позволяет выявлять большое количество экологичеких правонарушений и предотвращать дорожно-транспортные происшествия.
Отделения Ространсинспекции оснащаются подвижными дорожными лабораториями на базе автофургона "Газель". Такие лаборатории имеют специальные приборы и оснастку (курвиметр, высотомер, дешифратор тахограмм, газоанализатор) и могут определять многие экологические паромеры грузовых и легковых автомобилей: осевые нагрузки на дорожное покрытие, габаритные размеры автотранспорта, учет пройденного ими пути, скоростной режим и режим труда и отдыха водителя.
Кроме того, приборная оснастка позволяет определять все параметры дорожного полотна при его строительстве и эксплуатации:
качество применяемых материалов;
соответствие применяемых технологий ведению дорожных работ;
линейные размеры реконструируемого дорожного покрытия.
Лаборатория укомплектована системой непрерывного контроля ровности дорожного покрытия и регистрации дефектов на проезжей части, а также элементов инженерного обустройства и средств регулирования дорожного движения.
При оценке качества автомобильных топлив на АЭС передвижные лаборатории позволяют проверить действительное значение октанового числа бензина, кроме того, выявляется соответствие объема отпускаемого бензина показаниям счетчика колонки.
Все выявленные правонарушения, оформляемые актами, обобщаются органами Ространсинспекции, и о них информируются структуры Минтранса РФ. Внутреннее российское законодательство в настоящее время не приведено в соответствие с международными конвенциями о дорожном движении, и это создает большие трудности в работе Российской транспортной инспекции по пресечению экологических правонарушений