2.3 Внешний и внутренний автомобильный шум.
Шум, возникающий при эксплуатации автомобилей , оказывает воздействие на окружающую среду. Уровень внешнего автомобильного шума (в дБА) регламентируются ГОСТ 27463-87:
Легковые и грузопассажирские автомобили | 77 |
Автобусы и грузовые автомобили с полной массой, кг: | |
не более 2000 | 78 |
2000 - 3500 | 79 |
Автобусы с полной массой свыше 3500 кг. и с двигателем мощностью: | |
менее 150 кВт (204 л.с) | 80 |
150 кВт (204 л.с)и более | 83 |
Грузовые автомобили и автопоезда с полной массой свыше 3500 кг и с двигателем мощностью: | |
менее 75 кВт (102 л.с) | 81 |
75 кВт (102 л.с) и более, но менее 150 кВт (204л.с) | 83 |
150кВт (204 л.с) и более | 84 |
Наряду с этим регламентируется и шум, возникающий внутри автомобиля и отрицательно действующий на водителя и пассажиров. Эти нормы в (дБА) установлены ГОСТ 27435-87 и различны для автомобилей, производство которых начато до и после 01.01.91 г.
Начало производства | до 01.01.91 | с 01.01.91 |
Легковые и грузопассажирские автомобили | 80 | 78 |
Грузовые автомобили и автопоезда для международных и междугородних перевозок (соспальным местом) | 82 | 80 |
Остальные грузовые автомобили и автопоезда | 84 | 82 |
Автобусы с передним расположением двигателя: | ||
рабочее место водителя | 82 | 80 |
пассажирское помещение | 81 | 80 |
Автобусы с другим расположением двигателя: | ||
рабочее место водителя | 78 | 78 |
пассажирское помещение(кроме городского автобуса) | 82 | 80 |
пассажирское помещение городского автобуса | 84 | 82 |
Для модификаций автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей.
Шумовое воздействие. Усиление экологической напряженности во многих городах и регионах России связано с шумовым воздействием автомобильного транспорта. Шум особенно беспокоит жителей крупных городов, особенно проживающих вдоль автомагистралей. Шумовое неудобство создают также открытые автостоянки, расположенные в районах жилой застройки.
Специалистами проводились исследования окружающей автостоянку акустической среды. В ходе анализа оценивались три показателя:
1) максимальный уровень шума в ночное время суток,
2) эквивалентный уровень шума за наиболее шумные полчаса ночного времени (как правило, с 6 ч 30 мин до 7 ч утра),
3) эквивалентный уровень шума за наиболее шумные 8 часов дневного времени.
Все три показателя сравнивались с санитарными нормами допустимого шума в помещениях и общественных зданиях и на территории жилой застройки.
Результаты исследований позволили сделать выводы: уровни шума от автомобилей на стоянке значительно колеблются по времени суток, дням недели и зависят от температуры воздуха, а также от вместимости стоянки и планировки. Была проведена оценка звукового поля автостоянки и выявлено, что схема расположения автомобилей на территории стоянки не влияет на величину издаваемого шума. Пиковые значения шумов отмечены в местах выезда автомобилей с автостоянки, что надо учитывать при размещении стоянки внутри жилой застройки.
Вибрация. Особую экологическую проблему представляет вибрация, возникающая при движении тяжелых грузовых автомобилей. Вибрационное воздействие транспорта к настоящему времени изучено недостаточно, но известно, что оно негативно сказывается на целостности инженерных сооружений (мостов, тоннелей, дамб), может провоцировать такие природные явления как оползни, сходы лавин, приводит к быстрому износу зданий и сооружений, исторических памятников.