2.2. Загрязнение атмосферного воздуха.
Стационарные источники загрязнения. Испарения бензина в атмосферу возникают не только в передвижных источниках, но и в стационарных, к которым, в первую очередь, следует отнести автозаправочные станции (АЗС). Они получают, хранят и реализуют бензин и другие нефтепродукты в больших количествах. Это является серьезным каналом загрязнения окружающей среды, как в результате испарений топлива, так и в результате разливов.
В последние годы в России появилась разветвленная сеть контейнерных автозаправочных станций (КАЗС), которые по сравнению со стационарными АЗС, представляют большую экологическую и пожарную опасность. Часто КАЗС располагаются в районах плотной жилой застройки, поэтому пожар или взрыв на них может привести к гибели людей, выхода из строя объектов и большому задымлению.
Особую экологическую опасность представляют резервуары КАЗС, заполненные топливом на 60% и менее, так как внутри них образуется взрывоопасная концентрация паров бензина с воздухом.
При заполнении резервуаров АЗС бензином в атмосферу вытесняются в большом количестве пары бензина - это так называемое ”большое дыхание» резервуара. При суточных температурных колебаниях (ночь-день) также происходит выделение паров бензина, но в меньшем количестве - это называется «малое дыхание» резервуара.
Ориентировочные расчеты потерь бензина показали, что при «большом дыхании» резервуара объемом 20 куб. м в атмосферу испаряется зимой 11 л, а летом - 23 л бензина. При ежесуточном одноразовом заполнении резервуара в течение месяца в атмосферу попадает зимой 330 л бензина, а летом - 690 л. Таким образом, среднегодовые потери бензина из одного резервуара составляют 6 т. Учитывая количество КАЗС в конкретном регионе можно определить степень загрязнения воздуха летучими углеводородными соединениями бензина.
Загрязнение атмосферы по «вине» автомобильного транспорта происходит, кроме того, в результате функционирования авторемонтных предприятий, асфальтобетонных заводов, баз дорожной техники и других объектов инфраструктуры транспорта. Так, выбросы в атмосферу от предприятий дорожного хозяйства составляют примерно 550 тыс. т, а от передвижных дорожных ремонтных объектов - около 177 тыс. т [3]. В составе выбросов асфальтобетонных заводов содержатся канцерогенные вещества из-за отсутствия или несовершенства очистного оборудования.
Автодороги являются одним из источников образования пыли в приземном воздушном слое. При движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над дорогой в воздух. Она может переноситься ветром на расстояния от нескольких километров до сотен километров.
Химический состав и количество пыли зависят от материалов дорожного покрытия. Наибольшее количество пыли создаётся на грунтовых и гравийных дорогах. Дороги с покрытием из зернистых материалов (гравийные) образуют пыль, состоящую, в основном, из диоксида кремния. На грунтовых дорогах пыль состоит на 90% из кварцевых частиц, остальную долю составляют оксиды алюминия, железа, кальция и др. Валовый выброс пыли на автомобильных дорогах без капитального покрытия (грунтовых общего пользования, гравийных, щебеночных) составляет свыше 56 тыс. т в год . На дорогах с асфальтобетонным покрытием в состав пыли дополнительно входят продукты износа вя-жущих битумсодержащих материалов, частицы краски или пластмассы от линий разметки дороги на полосы.
Пыль создаёт предпосылки возникновения дорожно-транспортного происшествия в момент начала дождя. Мелкие сухие частицы пыли насыщены воздухом и не сразу пропитываются влагой. Поэтому первые капли дождя не смачивают частицы пыли, и пока дождь не усилится, они не смываются с дороги. В результате образуется грязь, и коэффициент сцепления шин с дорогой резко снижается. Торможение в таких условиях может привести к блокировке колес, заносу и вызвать ДТП.
Экологические последствия запыленности отражаются на людях, находящихся вблизи от дороги, водителях и пассажирах транспортных средств, которые вместе с воздухом вдыхают огромное количество пылевидных частиц, нанося вред организму.
Пыль оседает также на растительности и обитателях придорожной полосы. Леса и лесопосадки вдоль дорог угнетаются. Сельскохозяйственные культуры, посаженные вблизи дорог, накапливают вредные вещества, содержащиеся в пылевых выбросах и отработавших газах.
Эти загрязнения попадают и в прилегающие водоемы, действуя отрицательно на растительность, рыб и других обитателей, накапливаясь в донных отложениях. Туда же попадает поверхностный сток с автодорог, содержащий хлориды и другие противогололёдные реагенты.
По статистическим данным, в РФ средний сброс хлоридов со стоками и снегом за пределы дорог составляет около 500 тыс. т в год. Предприятиями автомобильного транспорта также сбрасываются в поверхностные водоемы сточные воды, содержащие в основном взвешенные вещества н нефтепродукты. В 1996 году сброс загрязненных сточных вод от предприятий автотранспорта составил около 7 млн куб. м, в том числе взвешенных веществ - 64 тыс. т, нефтепродуктов - 2,4 тыс. т [3].
Под автодороги отчуждаются значительные земельные площади. Так, на строительство 1 км современной автомагистрали требуется до 10-12 га площади. Помимо этого, дополнительные площади отводятся для технологических целей: устройство складов хранения строительных материалов, мест стоянок транспортной техники, размещения снятого с дороги грунта, постройки временных сооружений и подъездов и т.д. Особенно большие площади занимают транспортные развязки: от 15 га при пересечении двухполосных дорог до 35 га при пересечении магистралей с шестью полосами движения.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека загрязнение атмосферного воздуха токсичными веществами в населённых пунктах и на рабочих местах в производственных помещениях не должно превышать установленных норм . Так для населённых пунктов предельно допустимые концентрации (ПДК) токсичных веществ в воздухе регламентируется санитарными нормами, установленными Минздравом СССР. В табл. 4 приведены максимальные разовые и среднесуточные ПДК. Максимальная разовая концентрация- это максимальное содержание токсичного вещества , которое допускается в воздухе населенного пункта на очень короткое время ( до 30 мин.)
Таблица 4. ПДК загрязняющих веществ в воздухе населённых пунктов.
вещества | ПДК, мг/м3 | класс опасности | |
Максимальная разовая | среднесуточная | ||
Азота диоксид | 0,085 | 0,04 | 2 |
Азота оксид | 0,400 | 0,06 | 3 |
Ангидрид сернистый (серы диоксид) | 0,500 | 0,05 | 3 |
Бензин нефтяной (в пересчёте на углерод) | 5,000 | 1,5 | 4 |
Бутан | 200,0 | не регламентируется | 4 |
Сажа | 0,150 | 0,05 | 3 |
Свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец) | 0,001 | 0,0003 | 1 |
Углерода оксид | 5,000 | 3,0 | 4 |
Примечание: Список ПДК загрязняющих веществ № 3086-84 от 27.08.1984 г. С дополнениями №1-5 1985-1991 гг.
Воздух рабочей зоны в производственных помещениях должен отвечать требованиям, установленным ГОСТ 12.1.005-88. В табл.5 приведены ПДК из этого стандарта на ряд веществ наиболее часто выделяющихся в воздух в производственных помещениях АТП при технологических операциях по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
Таблица 5. ПДК вредных веществ в производственных помещениях.
вещества | ПДК, мг/м3 | класс опасности |
Азота оксиды (в пересчете на (NO2) | 5,0 | 3 |
Ангидрид сернистый | 10,0 | 3 |
Акролеин | 0,2 | 2 |
Ацетон | 200,0 | 4 |
Бензин (растворитель, топливный) | 100,0 | 4 |
Бутан | 300,0 | 4 |
Водорода хлорид(соляная кислота) | 5,0 | 2 |
Керосин (в пересчете на С) | 300,0 | 4 |
Свинец и его неорганические соединения (по свинцу) | 0,005 | 1 |
Серная кислота | 1,0 | 2 |
Углерода оксид | 20,0 | 4 |
Примечание: ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».