4.4.2 Накачивание, клеймение шин и балансировка колес.
Накачивание шин.
Смонтированную шину накачиваю воздухом до требуемого давления. При накачивании грузовых шин во избежание несчастного случая при самопроизвольном выскакивании замочного кольца колеса помещают в специальную металлическую клеть. Если накачивание происходит в пути колесо кладут замочным кольцом вниз.
Контроль давления воздуха проводятся при каждом ТО. Кроме того, водитель обязан ежедневно осматривать шины и при необходимости проверять давление.
Клеймение шин.
Отличительным знаком каждой шины является ее заводской номер. По нему ведут учет шин на АТП. Но в процессе эксплуатации номер может стать трудно различим. На восстановленных шинах его может вообще не быть, поэтому на АТП шины клеймят, т.е. на них выжигают так называемые гаражные номера. Для этого применяют специальные приборы: понижающий до 6 В трансформатор, держатель и сменные колодки с цифрами размером 34х20 мм, изготовленный из нихромовой проволоки. При включении напряжения цифра нагревается, ее прижимают к плечевой зоне боковины. Выжигание цифр по центру боковины радиальных шин не допускается, так как это приведет к их повреждению. Глубина выжженных номеров не должна превышать 1 мм. Существуют отечественные приборы для клеймения - моделей 6224 и Ш-309.
Балансировка колес.
По техническим условиям заводов-изготовителей шины грузового автомобиля может иметь статический дисбаланс, равный произведению 0,5-0,7% массы шины на ее радиус. Поэтому смонтированное и накачанное колесо необходимо отбалансировать. Для балансировки существуют стационарные стенды К-121, AMR-5 и др. требующие снятия колеса с автомобиля, а также передвижные подкатные стенды К-125, EWK-15М и другие позволяющие производить балансировку колеса непосредственно на автомобиле.
Устраняют дисбаланс специальными балансировочными грузиками закрепляемыми на закраинах обода в наиболее легких частях колеса. Принцип работы стационарных стендов следующий: колесо закрепляют на валу стенда и раскручивают до скорости 650 - 800 об/мин.
От несбалансированных масс колеса возникает поворачивающий момент в результате чего вал стенда совершает колебания: горизонтальные, вертикальные или конусообразные (в зависимости от конструкции стенда). Амплитуда этих колебаний зависит от значения дисбаланса. Она регистрируется специальными датчиками и выводится на приборную доску.
Современные стационарные стенды обеспечивают комплексную балансировку без разделения на статическую и динамическую. Первоначально определяется самое легкое место и требуемый груз балансировочных грузиков по внешней полуплоскости колеса, затем - по внутренней на некоторых моделях определение дисбаланса по каждой полуплоскости происходит одновременно.
Передвижные стенды обеспечивают только поэтапную балансировку - вначале статическую, затем динамическую.
Принцип работы передвижных стендов следующий. Вывешенное колесо 4 раскручивают фрикционным шкивом электродвигателя стенда до частоты соответствующей скорости 120-170 км/ч. Датчик, присоединенный к нижнему рычагу подвески (при статической балансировке) или к опорному тормозному щиту (при динамической) преобразует колебания колеса в электрический сигнал. На измерительные устройства стенда пропускаются импульсы от самых нижних точек этого сигнала, соответствующих моментам прохождения тяжелой точки колеса через плоскость датчика . По амплитуде импульсов на стрелочном индикаторе определяют необходимый вес балансировочных грузиков..
При устранении статического дисбаланса грузики устанавливают равномерно на обе стороны обода, чтобы не вызвать динамического дисбаланса. При устранении динамического дисбаланса грузики устанавливают по диагонали, чтобы не вызвать статического дисбаланса.
Динамическую балансировку проводить значительно труднее. В последнее время ряд зарубежных фирм выпускает передвижные стенды только для статической балансировки. Работа на передвижных стендах требует более высокой квалификации оператора.
Статический дисбаланс можно устранить без стенда. Колесо устанавливают на легко вращающуюся ступицу. Тяжелая масса колеса опустится вниз, на противоположенную сторону подбором устанавливаются грузики до тех пор, пока колесо станет неподвижным в любом положении. Этот способ можно рекомендовать для балансировки колес (особенно передних) автобусов и грузовых автомобилей, для которых наша промышленность пока стендов не выпускает, а также для наварных шин, часто чрезмерный дисбаланс может повредить оборудование.
Балансировку колес в обязательном порядке надо проводить при монтаже новых шин, затем при каждом ТО-2. Учитывая особенность работы стационарных и передвижных стендов, опыт работы таксомоторных парков можно рекомендовать применять стационарные стенды на шиномонтажных участках и в зонах ТО-1, а передвижные - не поточных линиях ТО-1 для статической балансировки ведомых колес.