4.4.1 Монтаж шин.
Монтаж и демонтаж шин следует проводить с применением специального оборудования, приспособлений и монтажного инструмента.
Перед тем как монтировать шины, необходимо проверить состояние ободов. Обод должен быть чистым и иметь правильную форму. Обода, имеющие ржавчину, зачищают и окрашивают. При монтаже камерных шин предварительно проверяют состояние внутренней поверхности покрышки и, убедившись в отсутствии застрявших металлических предметов, а также трещин и складок, припудривают ее тальком.
Монтаж шины на глубокий обод выполняют следующим образом.
Положив колесо вентильным отверстием вверх, кладут на него покрышку так, чтобы ее номер был наверху. Монтажными лопатками заправляют нижний борт покрышки, вводя его в углубленную среднюю часть обода. Введя вентиль камеры в вентильное отверстие, закладывают камеру в покрышку. Чтобы камера расправилась, ее слегка подкачивают (при этом вентиль не должен иметь перекосов). Затем заправляют верхний борт покрышки в обод, начиная со стороны, противоположной вентилю. По окончанию монтажа покрышки на обод накачивают камеру до требуемого давления, затем выпускают воздух и вторично накачивают камеру. Это обеспечивает правильное расположение камеры в покрышке.
В дорожных условиях при демонтаже шин часто трудно отделить борта покрышки от обода. В таких случаях на покрышку, с противоположной вентилю стороны, устанавливают домкрат и поднимают им автомобиль. При этом борт покрышки отделяется от обода. Для отделения другого борта колесо переворачивают и повторяют вышеуказанную операцию.
Снятие покрышки с помощью монтажных лопаток выполняется в такой последовательности. Выпускают из шины воздух, затем снимают один борт покрышки, выталкивают вентиль камеры из вентильного отверстия и вынимают камеру. После этого, сдвинув один борт в углубленную часть обода, снимают с него другой борт.
Монтаж бескамерных шин производится подобным образом. Однако накачивание бескамерной шины требует предварительного создания герметичности внутренней полости шины. Для этого борта шины должны быть насажены на полки обода. Для этого шину обжимают специальной стяжной лентой. Обжатую шину накачивают при вывернутом золотнике до двойной нормы внутреннего давления. Это обеспечивает правильную посадку бортов шины на полки обода. Затем снимают стяжную ленту, ввертывают золотник и снижают давление до установленной нормы. Для облегчения монтажа бескамерных шин их борта, полки и закраины обода нужно протереть влажной тряпкой.
Работы по монтажу и демонтажу шин очень трудоемки и требуют затраты больших физических усилий. Для облегчения этих работ на автотранспортных предприятиях имеются специальные стенды.
Для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей рекомендуется использовать стенд модели Ш-501-М, а для монтажа и демонтажа шин грузовых автомобилей – стенд модели Ш-509 (стенды производства Р/О Росавтоспецоборудование).