6. Примеры применения норм расхода топлива
Примечание: в примерах приводятся условные цифры, предназначенные для иллюстрации расчетов.
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24,10, работавший в горной местности на высоте 500 — 1500 метров, совершил пробег 244 километра.
Исходные данные:
базовая норма для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Нs = 13,0 л/100 км;
надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 500 до 1500 метров составляет D=5 процентов.
Нормируемый расход топлива составляет:
Qн =0,01 х Нs х S х (1+0,01 х D) =0,01 х 13,0 х 244 х (1+0,01 х5) = 33,3 л.
2. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км, при времени работы на линии 8 часов.
Исходные данные:
базовая норма на пробег для городского автобуса Ikarus - 280.33 составляет Нs = 43,0 л/100 км;
надбавка за работу в зимнее время составляет D=8 процентов;
норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Н от = 3,5 л/час.
Нормируемый расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х Нs х S х ( 1 + 0.01 х D ) + Нот х Т = 0,01 х 43 х 164 х ( 1+ 0,01 х 8 ) + 3,5 х 8 = 104,2л.
3. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при общем пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 т.км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Нs = 31,0 л/100 км;
норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Н w = 2.0 л/100 т.км.
Нормируемый расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х (Нs х S + Нw х W) = 0,01х (31 х 217 + 2 х 820) = 83,7л.
4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т.км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 1501 — 2000 метров и совершил общий пробег 475 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Н s = 25,0 л/100 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Нw = 1,3 л/100 т.км.
надбавки на работу в зимнее время D=8 процентов, на работу в горных условиях на высоте от 1501 до 2000 метров над уровнем моря D = 10 процентов;
масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 G пр = 3,5 тонны;
Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:
Н sa = Нs + Нw х Gпр = 25 + 1,3 х 3,5 = 29,55л/100 км.
Нормируемый расход топлива:
Qн = 0,01 х (Н sa х S + Н w х W) х (1 + 0,01 х D) = 0.01 х (29,55 х 475 + 1,3 х 6413) х (1 + 0,01 х 18) = 264.0 л.
5. Из путевого листа установлено, что автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т.км транспортной работы при пробеге 595 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Н s = 23,0 VI 00 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Н w = 1,3 л/100 т.км;
масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А G пр = 5,7 тонны;
надбавка на работу в зимнее время D=6 процентов, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15 процентов;
Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А составляет:
Н sa = Н s + Н w х G пр = 23 + 1,3 х 5,7 = 30,41 л/100км.
Нормируемый расход топлива:
Qн = 0,01 х (Н sa х S + Н w х W) х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х.(30,41 х 595 + 1,3 х 9520) х (1 + 0,01 х 9) = 332,1 л.
6. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-503 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-503 составляет Н s = 28,0 л/100 км;
норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Н z = 0,25 л;
надбавка на работу в зимнее время D=6 процентов, на работу в карьере — D = 12 процентов.
Нормируемый расход топлива:
Qн = 0,01 х Нs х S х (1+ 0,01 х D) + Н z х m = 0,01 х 28 х 165 х (1 + 0,01 х 18) + 0,25 х 10 = 57 л .
7. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал. КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.
Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормируемый расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511), с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 тонны), что составляет 27,7 л/100 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 составляет Н s = 27.7 л/100 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Н w = 1,3 л/т.км;
работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;
масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 G пр =4,5 тонны;
Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:
Н sa = Н s + Н w х G пр = 27.7+1,3 х 4,5 = 33,6 л/100км.
Нормируемый расход топлива:
Qн = 0,01 х [Н sa х S + Н w х (S’ х G’ + S'' х G'' )]= = 0,01 х [ 33,6 х 240 + 1.3 х (115 х 13 + 80 х 16 )] = 116,7л.
8. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет Н s = 34,0 л/100 км;
надбавка на работу с почасовой оплатой D = 10 процентов,
надбавка на работу с частыми технологическими остановками D = 8 процентов.
Нормируемый расход топлива:
Qн =0,01 х Н s х S х (1+ 0.01 х D) = 0.01 х 34 х 152 х (1 + 0.01 х 18) = 61 л.
9. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Н sc = 52 л/100 км;
норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Н т = 8,4 л/100 км;
надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи км после капитального ремонта D = 5 процентов.
Нормируемый расход топлива:
Qн = (0.01 х Н sc х S + Н т х Т) х (1 + 0,01 х D) = (0.01 х 52 х 127 + 8,4 х 6,8 ) х (1 + 0,01 х 5) = 129,3 л.
10. Из путевого листа установлено, что пескоразбрасыватель ЭД-403 на базе автомобиля ЗИЛ-133ГЯ совершил пробег 74 км, из них пробег к месту работы и обратно составил S = 24 км. Работы проводились в зимнее время года.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег пескоразбрасывателя ЭД-403 составляет Н sc = 27,5 л/100 км;
норма расхода топлива на выполнение специальной работы во время передвижения Н s ’’ = 34,5 л/100 км;
дополнительная норма расхода топлива при разбрасывании 1-го кузова песка в смену Н sd = 0.7 л;
пробег автомобиля при выполнении специальной работы S = 50 км;
количество кузовов разбрасываемого песка в смену N = 6;
надбавка на работу в зимнее время D = 7 процентов.
Нормируемый расход топлива:
Qн = 0,01 х (Н sc х S’ + Н s х S’’) х (1 + 0.01 х D) + Н sd х N = 0.01 х (27.5 х 24 + 34.5 х 50) х (1 + 0.01 х 7) + 0.7 х 6 = 29.7 л.