3.2 Марки и применение пластичных смазок.
Пластичные смазки, применяемые для автомобильной техники, по назначению подразделяются на смазки:
многоцелевые;
общего назначения;
морозостойкие;
термостойкие;
химически стойкие;
приборные;
авиационные;
консервационные и канатные;
специализированные.
Многоцелевые смазки работоспособны в узлах трения всех видов подшипников качения, скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных передачах.
МЛи4/13-3 (Литол-24) – готовят загущением нефтяных масел средней вязкости литиевым мылом 12–гидрооксистеориновой кислоты. Содержит антикислотную присадку. Водостойка. Рекомендуется для узлов трения ходовой части, подвески, рулевого управления, трансмиссии.
Зимол – дублирует Литол-24 в районах особо холодного климата.
Смазки общего назначения используют для дублирования многоцелевых.
Солидол синтетический “С” (СКа3/7-2). Водостойкая смазка с хорошими защитными свойствами. Стабильна при хранении. Максимальная температура при хранении плюс 650С. Пропрессовывается в узлы трения и сохраняет работоспособность в механизмах до минус 200С. Заменитель – солидол жировой.
Прессолидол синтетический “С”. По составу и свойствам близок к солидолу “С”, но превосходит его по низкотемпературным свойствам, однако уступает по работоспособности при повышенных температурах. Применяется в тех же случаях, что и солидол “С”, когда необходимо обеспечить пропрессовку смазки при температурах ниже минус 200С. Заменитель – прессолидол жировой (УС-1).
Графитная смазка УСсА (СКа2/6-ГЗ). По составу и свойствам близка к синтетическому солидолу “С”. Отличается введением в нее 10% графита. Применяется для смазки листов рессор, тросов, тяг, ходовых винтов домкратов, открытых шестеренчатых передач и резьбовых соединений. Сохраняет работоспособность до минус 300С и ниже.
Консервационные и канатные смазки предназначены для длительной консервации наружных и легкодоступных внутренних неокрашенных металлических поверхностей.
Пушечная – основная консервационная, пластичная смазка общего назначения–готовят сплавлением петролатума углеводородного масла и церезина. Содержит антикоррозийную присадку. Водостойка. Стабильна при хранении. При нанесении смазку следует нагревать до плюс 100–1200С. Применяется для наружной консервации изделий всех типов из черных и цветных металлов при хранении их при температуре от минус 500С до плюс 500С.
Канатная 39У – готовят сплавлением трансмиссионной смазки, нефтяного церезина, нефтяного гудрона с триэтаноламином. Водостойкая, липкая с хорошими консервационными свойствами. Рекомендуется для смазывания стальных тросов.
Специальные смазки предназначены для использования в узкоспециальных целях. В качестве антифрикционных или консервационных смазочных материалов применяться не могут.
Замазка защитная клеевая 33К-3у. Водостойкая. Стабильна при хранении. Температура плавления плюс 1150С.
Согласно нормативно-технической документации обозначение пластичных смазок включает буквенную и цифровую индексацию. Например, Литол-24 обозначается МЛи4/13-3. Начальная буква дает классификацию по назначению.
С – общего назначения;
О – для повышенной температуры (до плюс 700С);
М – многоцелевые (от минус 300С до плюс 300С);
Л – термостойкие (плюс 1500С и выше);
Н – морозостойкие (ниже минус 400С);
И – противозадирные и противоизносные;
П – приборные;
Д – приработочные;
Х – химически стойкие;
З – защитные;
А – арматурные;
Р – резьбовые;
В – вакуумные;
К – канатные.
Загуститель обозначают первыми двумя буквами металла, входящего в состав мыла:
Ка – кальциевое;
На – натриевое;
Ли – литиевое;
Ли-Ка – смешанное литиево-кальциевое.
4/13 – рекомендуемый температурный диапазон в числителе – уменьшенная в 10 раз без знака минус минимальная температура, а в знаменателе – уменьшенная в 10 раз максимальная температура эксплуатации. В данном случае (минус 400С и плюс 1300С).
Цифра 3 – это условное число, характеризующее консистенцию (пенетрацию) смазки, определяемую по глубине погружения (в десятых долях миллиметра) стандартного металлического конуса. Консистенцию обозначают условным числом от 0 до 7.
Применение смазочных материалов не соответствующих данной марке машин, климатическим и сезонным условиям влияет на экономичность работы автомобиля и его техническое состояние.
При эксплуатации автомобильной техники применяются жидкости для охлаждения двигателей, заполнения амортизаторов, гидравлических приводов тормозов и других механизмов.