Система охлаждения
Способы выявления и устранения неисправностей
Понижение уровня охлаждающей жидкости происходит в результате ее испарения или утечки. Утечка может произойти через сальники, неплотности в соединении шлангов с патрубками, сливные краники или трещины в радиаторе. Герметичность системы охлаждения проверяют прибором, состоящим из пробки, манометра и штуцера для подсоединения ручного насоса. Прибор устанавливают на горловине расширительного бачка. Насосом создают в системе охлаждения давления 0,06—0,07 МПа, которое контролируют по манометру. При обнаружении утечки охлаждающей жидкости ее устраняют и повторно проверяют герметичность. В герметичной системе давление падает очень медленно.
О неисправностях жидкостного насоса свидетельствует подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса.
На неисправность муфты отключения вентилятора также указывает подтекание из нее охлаждающей жидкости. При неработающем двигателе вентилятор с исправной муфтой должен проворачиваться от руки без заедания и шума, но с некоторым усилием. На работающем двигателе действие вентилятора проверяют по температуре его включения. Закрыв жалюзи, доводят температуру охлаждающей жидкости до 88—97°С. При этой температуре вентилятор должен включиться. Открыв жалюзи, снижают температуру до 80°С. При этом вентилятор должен выключиться. Появление в работе муфты шума или отклонение работы вентилятора от данных режимов указывают на необходимость замены муфты.
Натяжение ремней проверяют линейкой и рейкой. Рейку прикладывают к шкивам, между которыми находится проверяемая ветвь ремня. Линейку устанавливают перпендикулярно рейке в ее середине и надавливают ею на ремень с усилием 40 Н. Прогиб ремня определяют по шкале линейки и сравнивают с требуемым. Для более точных измерений служат линейки-динамометры КИ-8920 или К-403.
Чтобы проверить действие жалюзи, рукоятку отводят в крайнее переднее положение (при этом жалюзи впереди радиатора должны полностью открыться), а затем в крайнее заднее (жалюзи должны полностью закрыться). Рукоятка должна двигаться свободно и фиксироваться в любом положении.
Для проверки действия термостата двигатель заводят и прогревают до температуры охлаждающей жидкости, равной 70 °С. При исправном термостате расширительный бачок должен быть холодным, так как жидкость через него не циркулирует. Если необходим слив жидкости из системы охлаждения, снимают патрубок и термостат. Термостат опускают в прозрачный сосуд с водой, воду нагревают и по показаниям термометра определяют температуру начала открытия и полного закрытия клапана термостата, которые должны быть для двигателей ЗМЗ-53-11 и ЗИЛ-130 соответственно 65—70 и 83—90°С, а для двигателя ЗИЛ-645 — соответственно 80±3 и 99 °С.
Чтобы снять неисправный жидкостный насос, сливают охлаждающую жидкость, ослабляют натяжение ремня вентилятора и снимают его, отсоединив резиновый шланг. Затем осторожно, стараясь не повредить прокладку, снимают жидкостный насос.
Если неисправность муфты отключения вентилятора произошла в пути и ее нельзя заменить, муфту необходимо заблокировать, переставив блокировочные пластины выпуклой стороной к оси вентилятора.
Натяжение ремней регулируют следующим образом. На двигателе ЗМЗ-53-11 ремень, передающий вращение от шкива коленчатого вала на шкив жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая натяжной ролик вместе с планкой, а натяжение второго ремня получают, перемещая шкив генератора. На двигателе ЗИЛ-130 ремень, охватывающий шкивы коленчатого вала генератора, жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая генератор; ремень, охватывающий шкивы коленчатого вала, жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, изменяя ширину ручья шкива компрессора или перемещая компрессор. На двигателе ЗИЛ-645 ремень, передающий вращение от шкива коленчатого вала на шкив жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая натяжной шкив; ремень, охватывающий шкивы компрессора, генератора и жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая шкив генератора, а ремень, передающий вращение от шкива коленчатого вала на шкив насоса гидроусилителя рулевого управления, натягивают, перемещая шкив насоса.
На автомобилях ВАЗ-2105 и «Москвич-2140» для проверки и натяжения ремня привода насоса охлаждающей жидкости и вентилятора поступают следующим образом. Нажимают на ремень между шкивами вентилятора и генератора с усилием 100 Н на двигателе ВАЗ и 2—25 Н на двигателе «Москвич». При этом нормальный прогиб ремня должен быть соответственно 10—15 и 12—15 мм.
Чтобы натянуть ремень на двигателе ВАЗ-2105, необходимо выполнить следующие операции:
ослабить гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку крепления генератора к кронштейну блока. Для удобства выполнения последней операции можно предварительно снять снизу брызговик двигателя, используя трубчатый ключ 8Х 10 мм;
с помощью монтажной лопатки отклонить генератор от двигателя на требуемую величину натяжения;
затянуть гайку, проверить величину прогиба ремня и, если она соответствует норме, закрепить гайку и установить на место брызговик.
На двигателях автомобиля «Москвич» эту работу выполняют аналогично.
Следует иметь в виду, что натяжение свыше установленной нормы недопустимо, так как приведет к быстрому вытягиванию ремня, преждевременному износу подшипника насоса и переднего подшипника генератора.
Если заедают жалюзи, снимают трос вместе с оболочкой, промывают их в керосине или дизельном топливе, смазывают и устанавливают на место.
При незначительной накипи полости охлаждения двигателя и радиатора промывают водой, а при значительном отложении накипи — моющим раствором. Полости охлаждения двигателя и радиатора промывают раздельно, чтобы ржавчина из жидкостных полостей не попала в радиатор.
Перед промывкой радиатор отсоединяют от двигателя, снимают термостат и открывают или вывертывают сливные краники. Струю воды под давлением 0,15—0,20 МПа подают раздельно в рубашку охлаждения и радиатор в направлении, обратном направлению движения жидкости при работе двигателя. Промывают систему охлаждения до тех пор, пока входящая вода не станет совершенно чистой. Чтобы улучшить качество и ускорить процесс промывки, одновременно с водой для ее вспенивания можно подавать воздух под давлением не более 0,1 МПа.
Для удаления накипи из системы охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 используют раствор хромпика (4—8 г на 1 л воды). Раствор с меньшим содержанием хромпика применять нельзя, так как он вызывает усиленную коррозию деталей системы охлаждения. Раствор заливают в систему охлаждения и работают с ним в течение месяца, после чего сливают. Слив раствор, систему промывают чистой подогретой водой в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости при работе двигателя: через систему пропускают 10—15-кратный объем воды (в течение примерно 10 мин) при открытых сливных кранах и отсоединенном нижнем шланге радиатора.
Для удаления накипи из системы охлаждения двигателей автомобилей ЗИЛ применяют 2 % раствор технического трилона Б (20 г трилона на 1 л воды). Раствор заливают в систему работают с ним 6—7 ч, после чего раствор заменяют на свежий. Через 4—5 дней работы для последней промывки в систему заливают слабый раствор трилона Б (2 г трилона на 1 л воды). Окончательно систему охлаждения двигателя автомобилей ЗИЛ промывают чистой подогретой водой, так же как и двигателя автомобилей ЗМЗ-53. При промывке системы охлаждения следует соблюдать осторожность, так как кислота может вызвать ожог, а хромпик— отравление.