Рулевое управление
Способы устранения и выявления неисправностей
На легковых автомобилях после первых 2000—3000 км, а затем через каждые 10000 км пробега (на автомобилях ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 через 15000 км пробега) проверяют общее состояние рулевого управления.
Перед проверкой рулевого управления доводят до нормы давление воздуха в шинах, проверяют и при необходимости регулируют углы установки и подшипники ступиц управляемых колес, подтягивают крепление картера рулевого механизма, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф, проверяют наличие смазки в узлах рулевого управления и ступицах колес, а у автомобилей ЗИЛ — уровень и качество масла в бачке насоса гидроусилителя. Автомобиль устанавливают на ровную площадку, а управляемые колеса — в положение для движения прямо.
Рис. 9. Динамометр-люфтомер
Суммарный люфт рулевого колеса и усилие, необходимое для его поворота, определяют с помощью динамометра-люфтомера (рис. 9). Усилие, необходимое для поворота рулевого колеса в обе стороны от среднего положения для автомобиля ГАЗ-53-12, должно составлять 16—22 Н. У автомобилей ЗИЛ усилие проверяют в трех положениях рулевого колеса при работающем двигателе. В первом (рулевое колесо повернуто более чем на два оборота от среднего положения) требуемое усилие 5,5—13,5 Н, во втором (рулевое колесо повернуто на 3/4—1 оборот от среднего положения) — не более 23 Н, в третьем (рулевое колесо проходит среднее положение) — на 8—12,5 Н больше, чем во втором положении, но не более 28 Н.
У легковых автомобилей усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, должно быть в пределах 7—12 Н.
При увеличенном люфте рулевого колеса определяют его причину, попеременно поворачивая рулевое колесо в правую и левую стороны и одновременно проверяя шарниры рулевых тяг и соединения рулевого управления. Зазоры в шарнирах рулевых тяг определяют по перемещению пальцев относительно наконечников или головок рулевых тяг.
Осевое перемещение рулевого колеса определяют, взявшись за него двумя руками и попеременно перемещая в осевом направлении на себя и от себя. Ощутимое перемещение рулевого колеса свидетельствует об увеличении осевых зазоров в подшипниках рулевого управления.
Чтобы проверить уровень и качество масла в бачке насоса гидроусилителя, управляемые колеса автомобиля устанавливают прямо и снимают с бачка крышку, предварительно очистив ее от грязи и промыв бензином. При работе двигателя в режиме холостого хода верхний уровень масла должен быть над сеткой заливного сетчатого фильтра. Мутное масло и пена в бачке свидетельствуют о попадании воздуха в гидросистему.
Давление масла проверяют при работе двигателя на холостом ходу с малой частотой вращения коленчатого вала и при температуре масла 65 75 оС. Для проверки между насосом гидроусилителя и шлангом высокого давления устанавливают приспособление с манометром и вентилем, перекрывающим подачу масла к усилителю. Открыв вентиль, поворачивают рулевое колесо до упора с усилием не менее 100 Н. Давление масла должно быть не менее 6 МПа. При меньшем давлении вентиль завертывают, следя за показаниями манометра. Если давление повысится до 6,5 МПа, то насос исправен, а рулевой механизм—нет. Если повысится, но не превысит 6 МПа, то неисправны и насос, и рулевой механизм.
На автомобилях ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 проверяют состояние чехлов рейки, защитного колпачка редуктора рулевого механизма и защитных колпачков наконечников рулевых тяг. Защитные колпачки наконечников проверяют визуально и сдавливанием пальцами рук. Если обнаружены трещины или при нажатии смазка из них выступает наружу, колпачок необходимо заменить, предварительно заложив в него, свежую смазку ШРУС-4.
Через 60 000 км пробега па автомобиле ВАЗ и «Москвич» необходимо проверить уровень масла в картере редуктора рулевого механизма и при необходимости долить масло. Для проверки количества масла на автомобиле ВАЗ-2105 вывертывают пробку наливного отверстия картера редуктора и, поворачивая рулевое колесо, наблюдают за обволакиванием нарезки червяка маслом; если средняя часть червяка не обволакивается, масло заливают. На автомобиле «Москвич» для проверки уровня масла вывертывают пробку наливного отверстия, вращая ее по часовой стрелке, так как она имеет левую резьбу, при этом надо удерживать от вращения регулировочную втулку вала сошки. Затем в это отверстие вставляют протертый маслоизмерительный стержень контроля уровня масла в картере двигателя (щуп) до упора в углубление головки вала сошки, располагая щуп но центру отверстия. Уровень масла должен доходить до отметки «Мин». Если он окажется меньшим, то масло необходимо долить до этой отметки.
При увеличении зазоров в шарнирах продольных тяг их регулируют, затягивая резьбовые пробки до упора, после чего их отпускают до первого возможного положения для шплинтовки, но не более чем на ¼ оборота, и шплинтуют. При увеличении зазоров в шарнирах поперечных тяг их не регулируют, а заменяют изношенные детали (пальцы, вкладыши, пружины).
Для регулирования осевого зазора в подшипниках червяка (ГАЗ-52-12) рулевой механизм снимают с автомобиля и сливают масло из его картера. Затем снимают нижнюю крышку картера рулевого механизма и удаляют одну тонкую прокладку. Установив крышку на место, проверяют наличие осевого зазора в подшипниках червяка. Если он не устранен, то заменяют толстую прокладку на ранее снятую тонкую. Суммарную толщину прокладок уменьшают до тех пор, пока осевой зазор не будет выбран.
Зацепление червяка с роликом регулируют, ввертывая специальным ключом регулировочный винт на несколько вырезов в стопорной шайбе.
При наличии осевого перемещения рулевого колеса автомобилей ЗИЛ рулевой вал отсоединяют от карданного вала и отгибают кромку (усик) стопорной шайбы так, чтобы она вышла из паза регулировочной гайки (рис. 10, а). Регулировочную гайку втягивают до достижения момента вращения вала рулевого управления, равного 30—80 НЧм. Момент вращения замеряют динамометром 4. Недопустима чрезмерная затяжка гайки 5 с последующим ее отвертыванием, так как это может вызвать повреждение подшипников.
Рис. 10. Регулирование рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-431410:
а — затяжка упорного подшипника, б — регулирование зацепления поршня с зубчатым сектором; 1— рулевой вал, 2 — упорный подшипник, 3 — корпус клапанов, 4 — динамометр, 5 — регулировочная гайка, 6 — регулировочный винт, 7 — контргайка
Зацепление поршня с зубчатым сектором регулируют винтом 6 (рис. 10, б), предварительно ослабив контргайку 7. При вращении регулировочного винта вправо усилие на ободе рулевого колеса увеличивается, при вращении влево — уменьшается.
При увеличении зазоров в шарнирах или шлицах карданный пал заменяют или ремонтируют.
Если в гидросистему попадает воздух, проверяют затяжку всех соединений, снимают и промывают в бензине фильтры насоса гидроусилителя. При значительном засорении фильтров смолистыми отложениями их дополнительно промывают растворителем. Проверяют состояние прокладки под коллектором и затяжку болтов крепления коллектора. Загрязненное масло заменяют.
Неисправный насос гидроусилителя снимают с автомобиля и сдают в ремонт. При отказе гидроусилителя в пути из-за повреждения насоса, разрушения шланга или ремня привода насоса либо при буксировке автомобиля с неработающим двигателем допускается кратковременное пользование рулевым механизмом до возвращения на базу. Если произошел разрыв шлангов насоса гидроусилителя, следует нагнетательное отверстие соединить с патрубком на его бачке, а нагнетательное и возвратное отверстия гидроусилителя закрыть деревянными пробками или защитить от попадания грязи другими способами. В бачок насоса следует долить масло. Если нет масла для гидроусилителя, допускается заливка масла для двигателя, но в этом случае по возвращении на базу масло необходимо заменить. При движении следует выдерживать возможно малую частоту вращения коленчатого вала и следить за температурой масла в бачке насоса гидроусилителя. При чрезмерном нагреве масла следует сделать остановку и дать маслу остыть.