Система зажигания
Техническое обслуживание
При ТО-1 протирают и зачищают контакты прерывателя-распределителя зажигания. При ТО-2 проверяют состояние и очищают поверхность коммутатора катушки зажигания, изоляторов свечей и проводов низкого и высокого напряжения от пыли, грязи и масла. Снимают крышку распределителя зажигания и протирают ее внутреннюю поверхность. Проверяют состояние контактов распределителя. При необходимости зачищают их и регулируют зазор между контактами. Регулируют угол опережения зажигания. Проверяют состояние электропроводов, при необходимости изолируют поврежденные места или заменяют провода высокого напряжения. Проверяют работу свечей зажигания, при необходимости очищают их от нагара и регулируют зазор между электродами.
Чтобы система зажигания работала нормально, необходимо следить за чистотой всех приборов, входящих в эту систему, креплением проводов на приборах и выполнять качественно все работы в установленные сроки по техническому обслуживанию.
На легковых автомобилях через 10 000 км пробега выполняют следующие работы: снимают крышку распределителя, протирают ее изнутри ветошью, смоченной бензином, а если обнаруживают замасливание, то протирают диск и контакты прерывателя. Смазывают ось подвижного контакта и фетровую вставку маслом для двигателя. На двигателях ВАЗ и «Москвич» через 20 000 км пробега заливают 3—4 капли масла, применяемого для двигателя, в отверстие масленки, предварительно повернув ее крышку до открытия заливного отверстия.
Способы выявления и устранения неисправностей. Для проверки цепи тока низкого напряжения между аккумуляторной батареей и катушкой зажигания к зажиму ВК.-6 катушки присоединяют один контакт контрольной лампы, другой контакт соединяют с массой. Если лампа загорается, то цепь низкого напряжения исправна, если не загорается, то соединяют между собой контакты АМ и КЗ включателя зажигания коротким куском провода. Загорание лампы в этом случае свидетельствует о неисправности включателя.
Чтобы проверить исправность катушки зажигания, снимают крышку распределителя зажигания и прокручивают коленчатый вал двигателя рукояткой до положения замыкания контактов прерывателя. Конец высоковольтного провода извлекают из центрального гнезда крышки распределителя и держат на расстоянии 5 мм от массы двигателя. При периодическом размыкании и замыкании вручную подвижного контакта прерывателя, если зажигание включено, между концом провода и массой должна проскакивать искра. В противном случае катушка зажигания подлежит замене. Если повторная проверка с другим проводом высокого напряжения даст противоположные результаты, провод заменяют.
Неисправности распределителя зажигания определяют внешним осмотром и опробованием, зазор между контактами измеряют щупом (рис. 28).
Рис. 28. Регулировка зазора между контактами распределителя зажигания:
1 — неподвижный контакт, 2 — стопорный винт, 3 — щуп, 4 — эксцентрик, 5 — пластина неподвижного контакта
Он должен быть в пределах 0,3— 0,4 мм. Упругость пружины рычажка проверяют, отжимая его пальцем. Рычажок должен быстро возвращаться в исходное положение. При проверке пружинным динамометром усилие направляют вдоль оси контактов. Начало размыкания контактов должно соответствовать усилию 5,0—6,5 Н. Если при покачивании рычажка на оси рукой ощущается люфт, рычажок подлежит замене. Ощутимое поперечное колебание приводного валика распределителя в радиальном направлении при покачивании его рукой свидетельствует об износе втулок или самого валика.
Нагар на свечах зажигания образуется при низком температурном режиме или богатой горючей смеси, перегрев свечей — при длительной работе двигателей на обедненной смеси. На исправной свече образуется красновато-коричневый налет, который не следует путать с нагаром. При наличии трещин на изоляторе свечи подлежат замене. Зазор между электродами свечи, который должен быть в пределах 0,8—0,9 мм, измеряют круглым проволочным щупом. Плоский щуп не дает правильного результата замера, так как на боковом электроде свечи при изнашивании образуется поверхность, близкая к цилиндрической. Состояние свечей определяют на работающем двигателе. При отклонении провода исправной свечи частота вращения снижается, а при отключении провода поврежденной свечи остается неизменной.
Замасленные контакты распределителя зажигания снимают и очищают щеточкой или замшей, смоченной в бензине, обгоревшие — надфилем толщиной не более 1 мм или мелкой стеклянной бумагой зернистостью 150—170. Контакты, между которыми нарушен зазор, регулируют. Для этого ослабляют винт крепления неподвижного контакта и, поворачивая отверткой эксцентрик, добиваются нужного зазора. Закрепив затем винтом неподвижный контакт, вторично проверяют зазор между контактами, а также зазор между контактами при размыкании их другими выступами кулачка.
Зазор между электродами свечи зажигания регулируют подгибанием бокового электрода. Центральный электрод подгибать нельзя, так как это вызывает трещины в изоляторе и отказ свечи в работе.