О технической диагностике автомобильной техники
Техническое диагностирование автомобильной техники позволяет организовать целенаправленное проведение работ по поддержанию надежности машин на заданном уровне, значительно снизить расход запасных частей, установить действительно необходимый объем работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту машин и сократить время на их выполнение и, как следствие повысить надежность машин без значительных экономических затрат.
Современные стенды, приборы и приспособления для диагностирования машин должны отвечать следующим требованиям:
обеспечивать объективность оценки;
требовать минимальное время на подключение и производство замеров;
давать стабильные и достоверные показатели;
быть простым и доступным в обращении;
иметь достаточную точность;
обеспечивать возможность периодического контроля и регулировки;
обеспечивать возможность контроля при функционировании объекта.
В соответствии с нормативно-технической документацией средства технического диагностирования (СТД) подразделяются:
1. По исполнению:
Встроенные средства — это средства, встроенные в общую конструкцию машины они позволяют диагностировать машину в процессе ее работы, и подразделяются на предельные автоматы, прекращающие работу машины (агрегата) (например, при вытекании жидкости из гидропривода тормозов и т.п.), индикаторы постоянного или периодического действия (стрелочные приборы и сигнализаторы, например, перегрева охлаждающей жидкости и т.п.), накопители информации с выводом на бортовую ЭВМ или на сигнализаторы либо с периодическим ее съемом для последующей обработки в стационарных условиях. Встроенные средства технического диагностирования находят применение в авиации и на флоте и перспективны на автомобильной технике. Но большая стоимость сдерживает их внедрение.
Внешние средства — это средства, выполненные отдельно от конструкции объекта диагностирования. Они подразделяются на стационарные, передвижные и переносные;
2. По функциональному назначению для диагностирования:
двигателя и его систем;
органов управления;
внешних световых приборов;
трансмиссии;
ходовой части и подвески;
электрооборудования;
гидравлических систем;
рабочего и специального оборудования;
комплексные — для диагностирования машины в целом;
3. По степени автоматизации процессов управления СТД на:
автоматические;
полуавтоматические;
с ручным управлением;
комбинированные;
4. По виду применяемых СТД на:
стендовые;
портативные.
Внедрение технического диагностирования позволяет:
во-первых, увеличивать пробег от одного обслуживания до другого, в то время как без применения диагностирования этот пробег планируется на основании вероятности возникновения неисправностей без конкретного определения необходимости обслуживания, т.е. операции по техническому обслуживанию выполняются в принудительном порядке;
во-вторых, при применении диагностирования операции по разборке, регулировке и наладке механизмов, сборочных единиц и агрегатов выполняются по потребности, что, с одной стороны, позволяет исключить вредное воздействие излишних разборок, с другой стороны — появляется возможность создания новой системы обслуживания в соответствии с действительным состоянием машины.
Техническая диагностика ставит новые и очень серьезные научные проблемы. Прежде всего, необходимы глубокие исследования неисправных состоянии сборочных единиц и агрегатов машины, сопутствующих им выходных процессов и их параметров, которые могли бы служить диагностированию.
Развитие диагностирования должно осуществляться в направлениях:
изучение характерных процессов, сопутствующих работе объектов в исправном состоянии (шумы, вибрации и др.) и их анализ;
исследование закономерностей изменения диагностических параметров в зависимости от времени работы (пробега) сборочной единицы или его агрегата и установление допустимых и предельных значений этих параметров для различных условий армейской эксплуатации машин;
разработка эффективных методов диагностирования и соответствующей быстродействующей аппаратуры с привлечением новейших достижений магнитной и ультразвуковой дефектоскопии, электроники, лазеров и др. применительно к армейским условиям;
исследование и разработка точных методов прогнозирования с целью установления ресурса безотказной работы сборочной единицы, агрегата или машины в целом.