2.2.1. Требования  к двигателю и его системам  по защите окружающей среды и измерение токсичных веществ в отработавших газах автотранспортных средств с бензиновыми двигателями определено ГОСТ 17.2.2.03. - 87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений  содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности.

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее—автомобили), изготовляемые и эксплуатируемые в СССР.

Стандарт устанавливает нормы предельно допустимого содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей при работе двигателя на режимах холостого хода, а также методы их измерения.

Стандарт не распространяется на автомобили, полная масса которых менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч, на автомобили с двухтактными и роторными двигателями, на автомобили высшего класса, а также на автомобили, эксплуатируемые в высокогорных условиях (высота над уровнем моря 2000 м и более).

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

Содержание окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала (далее — вала), установленных предприятием-изготовителем: минимальной (nmin) и повышенной (nпов) в диапазоне 2000 мин-1 — 0,8 мин-1.

Содержание окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей должно быть в пределах значений, установленных предприятием-изготовителем, но не выше приведенных в таблице.


Частота вращения Предельно допустимое содержание окиси углерода, объемная доля. % Предельно допустимое содержаниеуглеводородов, объемная доля, млн—1
для двигателей с числом цилиндров
до 4 Более 4
nmin 1,5 1200 3000
nпов 2,0 600 1000

Примечание. Значение частоты вращения вала двигателя  устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей.

При контрольных проверках автомобилей в эксплуатации органами Госконтроль атмосферы и Госавтоинспекции МВД СССР допускается содержание окиси углерода на частоте вращения nmin  до 3%.

Контроль содержания окиси углерода и углеводородов следует осуществлять:

Устройство, конструкция и качество изготовления агрегатов, узлов и деталей автомобиля должны обеспечивать соблюдение норм в период всего срока эксплуатации, при условии соблюдения правил эксплуатации и ухода, указанных в руководствах, прилагаемых к автомобилю.

Примечание. На выпускаемых автомобилях следует предусматривать устройство для пломбирования, препятствующее нарушению регулировки карбюратора без разрушения пломбы.

Карбюраторы автомобилей, имеющих такое устройство, должны иметь пломбы. При этом пломбы, устанавливаемые автотранспортными организациями и станциями технического обслуживания, должны отличаться по цвету от пломб, установленных предприятием-изготовителем.

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Выпускная система автомобиля должна быть исправна в полной комплектности, не имеющая прогаров, механических пробоев и неплотностей в соединениях (определяется внешним осмотром).

Перед измерением двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры охлаждающей жидкости (или моторного масла для двигателей с воздушным охлаждением), температура охлаждающей жидкости или температура моторного масла,   рекомендованная предприятием-изготовителем (по не менее плюс 60°), при которой автомобиль может начинать движение, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Средства измерения (газоанализаторы, тахометры) должны соответствовать требованиям настоящего стандарта (см. обязательное приложение 2).

Средства измерении должны быть проверены в соответствии с ГОСТ 8.513—84.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ

Измерения следует проводить в последовательности:

Примечания: 

При наличии раздольных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них отдельно. Критерием оценки служат максимальные значения содержания окиси углерода и углеводородов.

При проведении измерения или регулировки двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.

Результат измерения следует зафиксировать на предприятии (организации), производящем проверку (см. рекомендуемое приложение 3).

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Помещения, предназначенные для измерения содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей, должны быть оборудованы принудительной или естественно» вентиляцией, обеспечивающей санитарно-гигиеничсские требования к воздуху в зоне измерений по ГОСТ 12.1.005—7G.

Уровень шума в зоне проведения измерений—но ГОСТ 12.1.003—83, разд. 2.

Уровень вибрации в зоне проведения измерении — по ГОСТ 12.1.012—78, разд. 2.

При измерениях должны быть приняты меры безопасности, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГАЗОАНАЛИЗАТОРАМ И ТАХОМЕТРАМ

Для определения содержания окиси углерода и суммы углеводородов в отработавших газах автомобилей следует применять газоанализаторы непрерывного действия, работающие на принципе инфракрасной спектроскопии, со следующими метрологическими характеристиками:

Шкала газоанализатора окиси углерода должна быть отградуирована по бинарной газовой смеси (окись углерода в воздухе или азоте) в объемных долях, выраженных в процентах окиси углерода, 0—5% и 0—10%.

Шкала газоанализатора суммы углеводородов должна быть отградуирована по бинарной газовой смеси (пропан в азоте), в объемных долях, выраженных в частях на миллион гексана (млн-1), 0—1000 млн-1 и 0—10000 млн-1.

Шкала тахометра для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя должна иметь два диапазона: 0—1000 мин-' и 0—10000 мин-'.

Погрешность измерения частоты вращения для каждого диапазона должна быть не более ±2,5% верхнего предела измерений.

Допускается применять газоанализаторы, работающие на других принципах действия, отвечающих требованиям пп. 1—3 настоящего приложения и дающих показания, идентичные с принятыми средствами измерений.

Hosted by uCoz