Приложение 1. Пояснение терминов, используемых в настоящем стандарте (Справочное)
Торможение — процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению автотранспортного средства
Эффективность торможения — качественная мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению автотранспортного средства
Устойчивость автотранспортного средства при торможении — способность автотранспортного средства сохранять при торможении заданное направление скорости и заданную ориентацию своих осей
Тормозная система — совокупность устройств, предназначенных для торможения автотранспортного средства
Тормозное управление — совокупность всех тормозных систем автотранспортного средства
Рабочая тормозная система — тормозная система, предназначенная для управления скоростью автотранспортного средства
Стояночная тормозная система — тормозная система, предназначенная для удержания автотранспортного средства неподвижным
Вспомогательная тормозная система — тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы автотранспортного средства
Орган управления тормозной системы — совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам
Тормозной путь — расстояние, пройденное автотранспортным средством от начала до конца торможения
Начало торможения — момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н на схеме приложения 3
Конец торможения — момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению автотранспортного средства или оно остановилось. Обозначено точкой К на схеме приложения 3
Полное торможение — торможение, в результате которого автотранспортное средство останавливается
Экстренное торможение — торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости автотранспортного средства
Установившееся замедление — среднее значение замедления за время установившегося торможения tуст автотранспортного средства. Обозначено jуст на схеме приложения 3
Время запаздывания тормозной системы — интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначено tс на схеме приложения 3
Время нарастания замедления — интервал времени от момента появления замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено tн на схеме приложения 3
Время срабатывания тормозной системы — интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено tср на схеме приложения 3
Время срабатывания тормозного привода — время от начала приведения в действие органа управления тормозной системы до момента времени, когда давление в исполнительном органе тормозного привода, находящимся в наименее благоприятных условиях, достигает 75% давления, которое должно установиться в этом исполнительном органе при полном приведении в действие органа управления
Тормозная сила — реакция опорной поверхности на колеса автотранспортного средства, вызывающая его торможение
Общая удельная тормозная сила — отношение суммы тормозных сил на колесах автотранспортного средства к полному весу автотранспортного средства
Асинхронность времен срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда — модуль разности между значениями времен срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда, непосредственно связанных между собой
Линейное отклонение автотранспортного средства — расстояние между ортогональными проекциями точки автотранспортного средства, максимально отклонившейся в результате торможения, на плоскость дороги и на линию, образованную пересечением плоскости дороги с продольной центральной плоскостью автотранспортного средства в начале торможения
Продольная центральная плоскость автотранспортного средства — плоскость, перпендикулярная плоскости дороги и проходящая через середину колеи автотранспортного средства
Начальная скорость торможения — скорость автотранспортного средства в начале торможения
«Холодный» тормозной механизм — тормозной механизм, температура которого, измеренная в непосредственной близости от поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100° С
Нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес) — положение рулевого колеса (управляемых колес), соответствующее прямолинейному направлению движения автотранспортного средства при отсутствии возмущающих воздействий
Суммарный люфт в рулевом управлении — суммарный угол, на который поворачивается рулевое колесо автомобиля под действием поочередно приложенных к нему противоположно направленных регламентированных усилий при неподвижных управляемых колесах
Ось отсчета — линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной плоскости симметрии автотранспортного средства (или перпендикулярно к задней оси) и параллельно дорожному полотну
Фары типа R, HR — фары дальнего света (по ГОСТ 3544)
Фары типа С, НС — фары ближнего света (по ГОСТ 3544)
Фары типа CR, HCR — фары ближнего и дальнего света (по ГОСТ 3544)
Фары типа В — фары противотуманные
Заднее защитное устройство (ЗЗУ) — по ГОСТ 29120