Ремонт
2.12. В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный (КР) и текущий (ТР)*.
2.13. КР подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса. В виде исключения допускается производство среднего ремонта автомобилей для случаев их эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Средний ремонт автомобиля предусматривает: замену двигателя, требующего капитального ремонта; диагностирование Д-2 технического состояния автомобили и одновременное устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей: окраску кузова; других необходимых работ, обеспечивающих восстановление исправности всего автомобиля. Средний ремонт проводится с периодичностью свыше одного года. Нормативы и рекомендации но применению среднего ремонта автомобиля и его агрегатов разрабатываются с учетом достигнутого уровня надежности конкретного семейства подвижного состава приводятся во второй части Положения по этому семейству.
2.14. КР подвижного состава, агрегатов и узлов производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.
2.15. Техническое состояние подвижного состава, агрегатов или узлов, сдаваемых в КР, и, качество его выполнения должны соответствовать требованиям государственных стандартов и другой нормативно-технической документации на КР.
2.15.1. Направление подвижного состава и агрегатов в КР производится на основании результатов анализа: их технического состояния с применением средств контроля (диагностирования) с учетом пробега, выполненного с начала эксплуатации или после КР; суммарной стоимости израсходованных запасных частей с начала эксплуатации и других затрат на ТР.
2.15.2. Нормы пробега до КР подвижною состава и основных агрегатов выпуска после 1972 г. приведены в табл. 2.3.
2.16. Агрегат направляется в КР, если:
базовая и основные детали (табл. 2.4) требуют ремонта с полной разборкой агрегата;
работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление экономически нецелесообразно путем проведения ТР.
2.17. Автобусы и легковые автомобили направляются в КР при необходимости капитального ремонта кузова. Грузовые автомобили направляются в КР при необходимости капитального ремонта рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.
2.17.1. Подвижной состав подвергается, как правило, не более чем одному капитальному ремонту, не считая КР агрегатов и узлов до и после капитального ремонта автомобиля.
2.17.2. КР полнокомплектного подвижного состава следует максимально ограничивать вплоть до полного исключения (в первую очередь грузовых автомобилей и легковых автомобилей-такси) за счет замены агрегатов и узлов, требующих КР на исправные, взятые из оборотного фонда.
Рекомендации о сроках исключения КР полнокомплектных автомобилей приводятся во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава с учетом достигнутого уровня надежности кузова, кабины, рамы.
Номенклатура агрегатов и узлов, подлежащих КР на авторемонтных предприятиях в качестве товарной продукции, приведена в прил. 7.
2.18. ТР предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния.
Таблица 2.3. Нормы пробега подвижного состава и основных агрегатов выпуска после 1972 г. до капитального ремонта (см.пп.2.3, 2.25.2), тыс. км*
Подвижной состав и его основной параметр | Марки моделей подвижного состава (грузоподъем-ность) | Автомобиль, прицеп или полуприцеп, кузов, кабина, рама. | Двигатель | Коробка передач (гидро механи ческая передача) | Ось передняя | Мост задний (средний) | Рулевой механизм |
Легковые автомобили: | |||||||
Малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса от 850 до 1150 кг) | Москвич-2138 ИЖ-2125 ВАЗ (кроме 2121) |
125 | 125 | 125 | 125 | 125 | 125 |
Среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от 1150 до 1500 кг) | ГАЗ-24-01,24-07 | 300 | 200 | 250 | 300 | 300 | 300 |
Автобусы: | |||||||
Особо малого класса (длина до 5,0 м) | РАФ-2203 | 260 | 180 | 180 | 150 | 180 | 180 |
Малого класса (длина 6,0…7,5 м) | ПАЗ-672 | 320 | 180 | 180 | 180 | 180 | 150 |
КАвЗ-685 | 250 | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | |
Среднего класса (длина 8,0…9,5 м) | ЛАЗ-695Н, 695НГ | 360 | 200 | 200 | 200 | 360 | 200 |
ЛАЗ-697Н, -697Р | 400 | 220 | 220 | 220 | 400 | 220 | |
Большого класса (длина 10,5…12,0м) | ЛиАЗ-677, -677М, -677Г | 380 | 200 | 200 | 210 | 300 | 200 |
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью т: | |||||||
От 0,3 до 1,0 | ИЖ-27151 (0.4 т) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
От 1.0 до 3,0 | ЕрАЗ-762А. –762В | 160 | 160 | 160 | 130 | 160 | 160 |
УАЗ-451М,-451ДМ | 180 | 160 | 160 | 180 | 180 | 180 | |
ГАЗ-52-04,-52-07,-52-27 | 175 | 100 | 175 | 175 | 175 | 175 | |
От 3.0 до 5.0 | ГАЗ-53А. –53-07 | 250 | 200 | 250 | 250 | 250 | 250 |
От 5.0 до 8.0 | ЗиЛ-130,-138 | 300 | 200 | 300 | 300 | 300 | 300 |
ЗиЛ-138А | 300 | 250 | 300 | 300 | 300 | 300 | |
КАЗ-608, -608В | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | |
Урал-377, -377Н | 150 | 125 | 150 | 150 | 150 | 150 | |
От 8,0 и более | МАЗ-500А | 250 | 250 | 200 | 250 | 250 | 250 |
МАЗ-5335 | 320 | 275 | 275 | 320 | 320 | 320 | |
КамАЗ-5320 | 300 | *** | 300 | 300 | *** | 300 | |
КрАЗ-257, –257Б1 | 250 | 225 | 225 | 250 | 250 | 250 | |
Прицепы | |||||||
одноосные грузопод ъемностью 3.0 т | Все модели | 100 | - | - | - | - | - |
двухосные грузопод ъемностью 3.0 до 8,0 т | Все модели | 100 | - | - | - | - | - |
двухосные грузопод ъемностью 8 т и более | ГКБ-8350 | 200 | - | - | - | - | - |
полу-прицепы грузопод ъемностью 8 т и более | КАЗ-717 (11,5 т) | 100 | - | - | - | - | - |
МАЗ-5232В (13,5 т) | 190 | - | - | - | - | - | |
МАЗ-93801 (13,5 т) | 300 | - | - | - | - | - | |
МАЗ-9397 (20 т) | 320 | - | - | - | - | - |
Таблица 2.4. Перечень основных агрегатов автомобиля, их базовых и основных деталей.
Агрегаты | Базовые (корпусные) детали | Основные детали |
Двигатель с картером сцепления в сборе | Блок цилиндров | Головка цилиндров, коленчатый пал, маховик, распределительный вал, картер сцепления |
Коробка передач | Картер коробки передач | Крышка картера верхняя, удлинитель коробки передач, первичный, вторичный и промежуточный валы |
Гидромеханическая передача | Картер механического редуктора | |
Карданная передача | Труба (трубы) карданного вала | Фланец-вилка, вилка скользящая |
Задний мост | Картер заднего моста | Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипников, чашки дифференциала, ступица колеса, тормозной барабан или диск, водило колесного редуктора |
Передняя ось | Балка передней оси или поперечина при независимой подвеске | Поворотная цапфа, ступица колеса, шкворень, тормозной барабан или диск |
Рулевое управление | Картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя | Вал сошки, червяк, рейка-поршень, винт шариковой гайки, крышка корпуса насоса гидроусилителя, статор и ротор насоса гидроусилителя |
Кабина грузового и кузов легкового автомобиля | Каркас кабины или кузова | Дверь, крыло, облицовка радиатора, капот, крышка багажника |
Кузов автобуса | Каркас основания | Кожух пола, шпангоуты |
Платформа грузового автомобиля | Основание платформы | Поперечины, балки |
Рама | Лонжероны | Поперечины, кронштейны рессор |
Подъемное устройство платформы автомобиля-самосвала | Корпус гидравлического подъемника, картер коробки отбора мощности | Корпус насоса коробки отбора мощности |
Примечание. При ТР допускается одновременная замена (комплектом) агрегатов, узлов и деталей, близких но ресурсу. Отработавшие агрегаты, узлы и детали направляются на специализированные производства для восстановления и качестве запасных частей и комплектовании из них ремонтных комплектов.
Под ремонтными комплектами понимаются наборы агрегатов, узлов и деталей, необходимые для устранения неисправностей. Применение ремонтного комплекта должно исключать дополнительные потери рабочего времени на доводку его элементов и доставку недостающих деталей на рабочее место.
2.18.1. ТР должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов н детален на пробеге не меньшем, чем до очередного ТО-2.
2.18.2. Нормативы трудоемкости ТР подвижного состава выпуска после 1972 г. приведены в табл.2.2.
2.19. Для сокращения времени простоя подвижного состава ТР выполняется преимущественно агрегатным методом, при котором производится замена неисправных или требующих капитального ремонта агрегатов и узлов на исправные, взятые из оборотного фонда.
Примечание. Замену агрегатов на подвижном составе, для которого предусмотрен полнокомплектный КР следует производить с учетом их остаточных ресурсов.
2.19.1. Нормативы количества оборотных агрегатов на автотранспортных предприятиях приведены в табл. 2.5. Меньшие значения количества оборотных агрегатов принимаются для подвижного состава, не бывшего в КР и имеющего пробег с начала эксплуатации не более 75% от установленных нормативных пробегов; при годовом пробеге до 40 тыс. км для грузовых автомобилей и до 70 тыс. км — для автобусов и легковых автомобилей-такси.
Большие значения количества оборотных агрегатов принимаются для автомобилей, не бывших в капитальном ремонте. но имеющих пробеги с начала эксплуатации более 75% от установленных нормативных пробегов; для капитально отремонтированных автомобилей или подвижного состава, у которого не менее трех основных агрегатов (в любом их сочетании) заменены на капитально отремонтированные; при годовом пробеге более 40 тыс. км для грузовых автомобилей и более 70 тыс. км для автобусов и легковых автомобилей-такси.
2.19.2. Предметный состав оборотного фонда определяется в зависимости от типа подвижного состава, условий работы автотранспортных предприятий, системы управления запасами и включает следующие основные агрегаты и узлы в сборе: двигатель, коробку передач, гидромеханическую передачу, задний мост, переднюю ось, рулевое управление, подъемное устройство платформы, коробку отбора мощности, а также узлы согласно прил. 8.
Таблица 2.5. Количество оборотных агрегатов на 100 автомобилей.
Подвижной состав и его основной параметр | Марки, модели подвижного состава (грузоподъемность) | Двигатель | Коробка передач (ГМП) | Ось передняя | Мост задний (средний) | Рулевой механизм |
Легковые автомобили: | ||||||
малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса автомобиля от850 до 1150 кг) |
Москвич-2138,
ИЖ-2125. ВАЗ (кроме 2121) |
3—4 | 3—4 | 3—4 | 3—4 | 3—4 |
среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от 1150 до 1500 кг) | ГАЗ-24-01, -24-07 | 6—8 | 6—8 | 4-й | 3—4 | 3—4 |
Автобусы: | ||||||
особо малого класса (длина до 5,0 м) | РАФ-2203 | 6—8 | 6—8 | 7—8 | 6—8 | 6- 8 |
малого класса (6,0-7,5 м) | ПАЗ-672, КАн.3-685 | 6—8 | 7-8 | 6—8 | 6—8 | 7—8 |
среднего класса (8,0-9.5 м) | ЛАЗ-695Н, -695НГ. | 7—9 | 7—9 | 7—9 | 7—9 | 7—9 |
-697Н, -697Р | 8—9 | 8—9 | 8—9 | 8—9 | 8—9 | |
большого класса (10,5-12.0 м) | ЛиАЗ-677,-677М, -677Г | 8—9 | 8—9 | 8—9 | 8—9 | 8—9 |
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью, т: | ||||||
от 0,3 до 1,0 | ИЖ-27151 (0,4 т) | 5—6 | 4—5 | 4—5 | 4—5 | 4—5 |
от 1,0 до 3,0 | ЕРАЗ-762А,-762В | 6-7 | 2 - 3 | 2--3 | 3—4 | 2—3 |
УАЗ-451М.451-ДМ | 5-6 | 4—5 | 3—4 | 3—4 | 2—3 | |
ГАЗ-52-04, -52-07, -52-27 | 6–7 | 4—5 | 4—5 | 4—5 | 4—5 | |
от 3,0 до 5,0 | ГАЗ-53А, -53-07 | 4—5 | 4—5 | 4—5 | 3-5 | 3-4 |
от 5,0 до 8,0 | КАЗ-608, -608В | 4—5 | 3—5 | 3—5 | 3—5 | 3—5 |
ЗИЛ-130,-138,-138А | 4—5 | 3—5 | 3—5 | 3—5 | 2—4 | |
Урал-377,-377Н | 5—6 | 4—5 | 4—5 | 4—5 | 4—5 | |
от 8,0 и более | МАЗ-500А | 3—4 | 4—5 | 3—4 | 3—4 | 3—4 |
МАЗ-5335 | 3—4 | 4—5 | 3—4 | 3—4 | 2—3 | |
КамАЗ-5320 | — | 4—5 | 4—5 | — | 4—5 | |
КрАЗ 257,-257Б1 | 3—4 | 4—5 | 3—4 | 3—4 | 3—4 |
2.19.3. Оборотный фонд создается и поддерживается за счет поступления новых и отремонтированных агрегатов и узлов, в том числе и оприходованных со списанных автомобилей. Ответственность за содержание в исправном состоянии оборотного фонда несет производственно-техническая служба.
2.20. Для автобусов, автомобилей-такси и других видов подвижного состава, к которым предъявляются повышенные требования безопасности движения, рекомендуется регламентирование части работ ТР (планово-предупредительный ремонт) по предупреждению отказов (прил. 9):
влияющих на безопасность движения (прил. 3);
стоимость устранения которых ниже стоимости выполнения ремонта по потребности, включая убытки от простоев подвижного состава;
наиболее часто возникающих при использовании автомобиля в конкретных условиях эксплуатации.
Часть операций текущего (планово-предупредительного) ремонта малой трудоемкости может выполняться совместно с техническим обслуживанием. Этот вид ремонта называется сопутствующим.
2.20.1. Перечни операций, периодичности и трудоемкости планово-предупредительного ремонта приводятся во второй части Положения но конкретному семейству подвижною состава.
2.20.2. Для обеспечения исправного состояния подвижного состава, с периодичностью 0,5—0,6 от пробега до КР проводится текущий ремонт, включающий:
углубленный осмотр, контроль (диагностирование) технического состояния элементов кузова, кабины, рамы и установленных на них узлов;
проведение по результатам контроля (диагностирования) необходимого ремонта: восстановление (замена) деталей и узлов, достигших предельного состояния; герметизация сварных швов и уплотнений; устранение вмятин и трещин на панелях и каркасе кузова, кабины и рамы; удаление продуктов коррозии;
восстановление противокоррозионного покрытия кузова, кабины и рамы; окраска кузова, кабины и рамы автомобиля.
В умеренно-холодном, холодном и очень холодном климатических районах указанные работы выполняются перед наступлением холодного времени года.
2.21. Общая продолжительность нахождения подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте не должна превышать нормативов, приведенных в табл. 2.6. Исходя из необходимости увеличения продолжительности работы автомобилей в течение суток, автотранспортные предприятия должны выполнять большую часть работ технического обслуживания и текущего ремонта в межсменное время.
2.22. Подвижной состав, не пригодный по своему техническому состоянию к дальнейшей эксплуатации и прошедший установленный амортизационный пробег (срок), подлежит списанию в установленном порядке.
Примечание. Списание подвижного состава, не прошедшего амортизационный пробег, производится в соответствии с инструкцией о списании.
Таблица 2.6 Продолжительность простоя подвижного состава ( выпуска после 1972 г.) в техническом обслуживании и ремонте ( см. пп. 2.3, 2.25.3)
Подвижной состав | Техническое обслуживаниеи текущий ремонт на авто-транспортном предприятии,дней / 1000км | Капитальный ремонт на специализированном ремонтом предприятии, дней |
Легковые автомобили | 0,30-0,40 | 18 |
Автобусы особо малого и среднего классов | 0,30-0,50 | 20 |
Автобусы большого класса | 0,50-0,55 | 25 |
Грузовые автомобили грузоподьемностью, т: | ||
от 0,3 до 5,0 | 0,40-0,50 | 15 |
от 5,0 и более | 0,50-0,55 | 22 |
Прицепы и полуприцепы | 0,10-0,15 | — |
При списании подвижного состава агрегаты, узлы и детали, годные к дальнейшему использованию, должны оприходоваться в установленном порядке для пополнения.оборотного фонда автотранспортных предприятий, а подлежащие капитальному ремонту (восстановлению) должны направляться на авторемонтные предприятия для восстановления в качестве товарной продукции.