Техническое обслуживание
2.4. Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяются на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
При изменении конструкции подвижного состава и условий эксплуатации допускается во второй части Положения для конкретных моделей автомобилей обоснованное сокращение числа видов технического обслуживания
2.5. ЕО включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы но поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова.
ЕО выполняется на автотранспортном предприятии после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.
2.6. ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Периодичности ТО-1 и ТО-2 (с четной кратностью) для автомобилей различных типов выпуска после 1972 г. выпуска приведены в табл. 2.1 (1 категория условий эксплуатации, умеренный климатический район).
Таблица 2.1. Периодичности ТО подвижного состава выпуска после 1972 г. (км)
Автомобили | ТО-1 | ТО-2 |
Легковые | 4000 | 16000 |
Автобусы | 3500 | 14000 |
Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей | 3000 | 12000 |
2.7. Периодичности технического обслуживания прицепов и полуприцепов равны периодичностям их тягачей.
2.8. Сезонное техническое обслуживание проводится 2 рада в год и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.
В качестве отдельно планируемого вида СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в районах очень холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата (прил. 11). Для остальных условий сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости.
2.9. Все виды .технического обслуживания подвижного состава проводятся в объеме перечней основных мероприятий, приведенных в прил. 5 и химмотологической карте (Прил. 6) и уточняемых во второй части Положения применительно к конкретному семейству подвижного состава.
2.10. Техническое обслуживание должно обеспечивать безотказную работу подвижного состава в пределах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в перечень операций (прил. 5 и 6).
2.11. Нормативы трудоемкости технического обслуживания подвижного состава выпуска после 1972 г. приведены в табл. 2.2.
2.11.1. Нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕО.
2.11.2. Нормативы трудоемкости СО составляют от трудоемкости ТО-2:
50% для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов;
30% для холодного и жаркого сухого районов;
20% для прочих районов.
Таблица 2.2. Нормативы трудоемкости ТО и ТР подвижного состава выпуска после 1972 г. (см. пп. 2.3, 2.25.2)
Подвижной состав и его основной параметр | Марки, модели подвижного состава (грузоподъемность) | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | Текущий ремонт чел ч /1000 км |
Время на одно обслуживание | |||||
Легковые автомобили: | |||||
Малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса от 850 до1150 кг) | ВАЗ (кроме 2121), ИЖ, АЗЛК | 8,30 | 2,3 | 9,2 | 2,8 |
Среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от 1150 до 1500кг) | ГАЗ-24-01 | 0,35 | 2,5 | 10,5 | 3,0 |
ГАЗ-24-07 | 0,50 | 2,9 | 11,7 | 3,2 | |
Автобусы: | |||||
Особо малого класса (длина до 5,0 м) | РАФ-2203 | 0,50 | 4,0 | 15,0 | 4,5 |
Малого класса (6,0–7,5 м) | ПАЗ-672 | 0,70 | 5,5 | 18,0 | 5,3 |
КавЗ-685 | 0,70 | 5,5 | 18,0 | 5,5 | |
Среднего класса (8,0-9,5 м) | ЛАЗ-695Н,-697Н,-697Р | 0,80 | 5,8 | 24,0 | 6,5 |
ЛАЗ-695НГ | 0,95 | 6,6 | 25,8 | 6,9 | |
Большого класса (10,5-12,0 м) | ЛиАЗ-677,677М | 1,00 | 7,5 | 31,5 | 6,8 |
ЛиАЗ-677Г | 1,15 | 7,9 | 32,7 | 7,0 | |
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью т: | |||||
От 0,3 до 1,0 | ИЖ-27151 (0,4 т) | 0,2 | 2,2 | 7,2 | 2,8 |
От 1,0 до 3,0 | ЕрАЗ-762А,-762В – 1т. | 0,30 | 1,4 | 7,6 | 2,9 |
УАЗ-451М,-451ДМ– 1т. | 0,30 | 1,5 | 7,7 | 3,6 | |
ГАЗ-52-04 - 2,5 т | 0,40 | 2,1 | 9,0 | 3,6 | |
ГАЗ-52-07 - 2,5 т | 0,55 | 2,5 | 10,2 | 3,8 | |
ГАЗ-52-27 - 2,4 т | 0,55 | 2,9 | 10,8 | 4,0 | |
От 3,0 до 5,0 | ГАЗ-53А- 4т | 0,42 | 2,2 | 9,1 | 3,7 |
ГАЗ-53-07-4т | 0,57 | 2,6 | 10,3 | 3,9 | |
От 5,0 до 8,0 | ЗИЛ-130 (5/6т) | 0,45 | 2,5 | 10,6 | 4,0 / 3,6 |
ЗИЛ-138 (5/6т) | 0,60 | 3,1 | 12,0 | 4,2 / 3,8 | |
ЗИЛ-138А (5,4т) | 0,60 | 3,5 | 12,6 | 4,4 / 4,0 | |
КАЗ-608, -608В | 0,35 | 3,5 | 11,6 | 4,6 | |
Урал-377,-377Н (7,5т) | 0,55 | 3,8 | 16,5 | 6,0 | |
От 8,0 и более | МАЗ-5335 | 0,30 | 3,2 | 12,0 | 5,8 |
МАЗ-500А | 0,30 | 3,4 | 13,8 | 6,0 | |
КамАЗ-5320 | 0,50 | 3,4 | 14,5 | 8,5 | |
КрАЗ-257,-257Б1 | 0,50 | 3,5 | 14,7 | 6,2 | |
Прицепы: | |||||
Одноосные грузоподъемностью до 3,0 т | Все модели | 0,1 | 0,4 | 2,1 | 0,4 |
Двухосные грузоподъемностью до 8,0т | Все модели | 0,2-0,3 | 0,8-1,0 | 4,4-5,5 | 1,2-1,4 |
Двухосные грузоподъемностью 8т и более | Все модели | 0,3-0,4 | 1,3-1,6 | 6,0-6,1 | 1,8-2,0 |
Полуприцепы грузоподъемностью 8,0т и более | Все модели | 0,2-0,3 | 0,8-1,0 | 4,2-5,0 | 1,1-1,45 |
2.11.3. Нормативы, приведенные в табл. 2.2, не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30% к суммарной трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта по автотранспортному предприятию. В состав вспомогательных работ входят: техническое обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-выгрузочные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри автотранспортных предприятии, хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных помещений, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.