4. Требования безопасности к конструкции автомобилей, весовые и габаритные ограничения.
4.1. Конструктивная безопасность.
Конструктивная безопасность – свойство автомобиля предотвращать ДТП, снижать тяжесть его последствий и не причинять вреда людям и окружающей среде. Это свойство сложное и связано с другими эксплуатационными свойствами автомобиля.
Конструктивную безопасность делят на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую.
Активная безопасность – свойство автомобиля снижает вероятность возникновения ДТП или полностью его предотвращать. Она проявляется в такой опасной дорожной обстановке, когда водитель еще имеет возможность изменить характер движения.
Активная безопасность зависит от компановочных параметров, тяговой и тормозной динамичности, устойчивости, управляемости и информативности автомобиля.
Пассивная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП. Она проявляется непосредственно при столкновениях, наездах, опрокидывании и обеспечивается конструкцией и тяжестью кузова, ремнями безопасности, трамвобезопасными рулевыми колонками, пневмоподушками и другими конструктивными мерами.
Послеаварийная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после остановки и предотвращать возникновение новых аварий. Она обеспечивается средствами противопожарной безопасности, надежной конструкцией дверных замков, эвакуационными люками, аварийной сигнализацией и др.
Экологическая безопасность – свойство автомобиля уменьшать вред, наносимый окружающей среде в повседневной эксплуатации. Она обеспечивается конструктивными мероприятиями по снижению токсичности отработавших газов:
совершенствованием рабочих процессов двигателей;
применением нейтрализаторов отработавших газов;
применением топлива, обеспечивающего низкую токсичность отработавших газов.
Учитывая международный характер требований к безопасности конструкции АТС, ряд европейских стран принял в 1958 г. в Женеве в рамках КВТ ЕЭК ООН «Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств». В рамках этого Соглашения страны-участницы разрабатывают единые предписания (Правила ЕЭК ООН), содержащие требования к АТС и методам их испытаний.
По состоянию на 1 июня 1993 г. вступили в силу 91 Правило, из числа приложенных к Соглашению 1958 г.
4.2. Весовые параметры и габариты.
В 1960 г. в Советском Союзе был введен в действие ГОСТ 9314 – 59 «Автомобили и автопоезда. Весовые параметры и габариты» , которым нормировалась осевая масса (нагрузка на дорогу, передаваемая колесами одиночной наиболее нагруженной оси), полная масса и габариты АТС. После отмены этого стандарта в 1979 г. в нашей стране нет официального документа, определяющего с достаточной полнотой разрешенные весовые параметры и габариты АТС.
Отдельные требования по этим показателям содержатся в СН и П 2.05.02 – 85 (строительные нормативы и правила для вновь проектируемых и реконструируемых дорог), где указывается, что осевую массу автомобилей и автопоездов следует принимать 10 т. для дорог 1-4 категорий и 6 т. – для дорог 5 категории. В отношении предельных габаритов АТС в этом документе содержатся следующие требования: длина одиночных автомобилей 12 м и автопоездов 20 м; ширина – 2,5 м; высота – 4 м для дорог 1-4 категорий и 3,8 м для дорог 5 категории. Аналогичные требования в части габаритов АТС изложены в Правилах дорожного движения с одним лишь дополнением: для автопоезда с двумя или более прицепами габаритная длина может составлять 24 м.
Отсутствует целый ряд регламентов по весовым и размерным характеристикам АТС (допустимые массы и габариты в зависимости от типа АТС, число осей и др.), которые необходимы для ограничения негативного влияния АТС на окружающую среду уже на стадии создания новых конструкций машин.
В этих условиях конструкторы и эксплуатационники обычно ориентируются на зарубежную практику.