3.1. Условия эксплуатации.
Автотранспортным средством называется машина, перемещение которой по поверхности земли осуществляется с помощью силы, создаваемой взаимодействием колес с дорогой или грунтом. К ним относятся одиночные автомобили, автобусы и автопоезда, состоящие из автомобиля-тягача и одного или нескольких прицепов (полуприцепов).
Наличие специфических свойств позволяет использовать автотранспортные средства при выполнении общей для транспортных средств производственной функции в условиях, при которых применение других транспортных средств является невозможным или менее целесообразным.
Качество автомобиля - это совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.
Свойство – категория, выражающая некую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Свойства вещей внутренне присущи им, существуют объективно независимо от человеческого сознания.
Эксплуатационные свойства – группа свойств, определяющих степень приспособленности автомобиля к эксплуатации в качестве специфического (наземного колесного, безрельсового) транспортного средства.
Основные эксплуатационные свойства автомобиля:
тягово-скоростные;
тормозные;
топливная экономичность;
проходимость.
Автомобиль является частью системы «автомобиль – водитель – дорога - среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т.е. от условий эксплуатации.
Условия эксплуатации в целом определяются дорожными, транспортными и природно-климатическими условиями.
3.1.1. Дорожные условия.
Дорожные условия характеризуются следующими факторами: элементами профиля и плана дорог, рельефом местности, видом и ровностью дорожного покрытия, интенсивностью движения, помехами движению, стабильностью дорожного состояния, режимами движения.
Требования к автомобильным дорогам определяются Государственным Стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93.
Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплутационным характеристикам объединены в три группы:
Группа А – автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000авт/сут; в городах и населенных пунктах- магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения.
Группа Б – автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах – магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения.
Группа В – автомобильные дороги с интенсивность движения менее 100 авт/сут; в городах и населенных пунктах – улицы и дороги местного значения.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Все дороги РФ в зависимости среднесуточной интенсивности движения автомобилей в соответствии со СНиП 2.05.02-85 делятся на пять категорий.
Дороги I и II категории имеют капитальное основание и усовершенствованное покрытие (асфальто- или цементобетон), которые обеспечивают движение по ним колесных транспортных средств с осевой нагрузкой, не превышающей 10т. Дороги имеют широкие полосы движения (3,75 м), ограниченные продольные уклоны (3-4%), увеличенные радиусы поворотов и широкие обочины. Они имеют высокую пропускную способность, обеспечивая круглосуточное и круглогодичное движение. К дорогам I и II категории относятся автомагистрали с несколькими полосами движения в каждом направлении и двухполосные дороги, имеющие по одной полосе движения в каждую сторону.
Дороги III категории имеют облегченное усовершенствованное покрытие (дегтебетон, битумоминеральные смеси), которое также рассчитано на движение по ним всех колесных транспортных средств с осевой нагрузкой, не превышающей 10т, однако с меньшей интенсивностью. Ширина полосы движения может быть уменьшена до 3,5 м, допускаются уклоны до 5%, а радиусы кривых в плане уменьшены до 400м.
Дороги IV категории имеют основание, которое легко размягчается грунтовыми водами, и неусовершенствованное твердое покрытие (булыжник, гравий), рассчитанное на осевую нагрузку не более 6т. Ширина полосы движения не превышает 3м, максимальные продольные уклоны достигают 6%, а минимальные радиусы поворотов 250 м. На таких дорогах зимой после уборки может оставаться слой снега и льда, весной часто вводят ограничения на движение определенных автомобилей. Ослабленное полотно дороги легко прогибается под нагрузкой, поэтому двигаться по такой дороге весной и после дождя нужно с большой осторожностью.
Дороги V категории прокладывают по естественному грунту, они не имеют покрытия. В распутицу и период снежных заносов такие дороги обычно становятся непроезжими. С наступлением морозов и летом в сухое время грунтовые дороги обладают хорошими качествами.
Таблица 2.1.7. Основные технические показатели автомобильных дорог общей сети.
Показатели | Категории | ||||
I-а | I-б,II | III | IV | V | |
Расчетная интенсивность движения транспортных единиц в сутки | Св.7000 | Св. 7000;Св. 3000 до 7000 | Св. 1000 до 3000 | Св. 100 до 1000 | До 100 |
Расчетная скорость движения, км/ч | 150 (120;80) | 120 (100; 60) | 100 (80; 50) | 80 (60; 40) | 60 (40; 30) |
Число полос движения | 4; 6; 8 | 4; 6; 8; 2 | 2 | 2 | 1 |
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 3 | ------- |
Наибольшие продольные уклоны i, % | 3 (4; 6) | 4 (5; 7) | 5 (6; 8) | 6 (7; 9) | 7 (9; 10) |
Наименьшая расчетная видимость, м: | |||||
Для остановки | 300 (250; 200) | 250 (200; 85) | 200 (150; 75) | 150 (85; 55) | 85 (55; 45) |
Встречного автомобиля | ----(450; 350) | 450 (350; 170) | 350 (250; 150) | 250 (170; 110) | 170 (110; 90) |
Наименьшие радиусы кривых, м: | |||||
В плане | 1200 (1000)(800; 250) | 800(600)(600; 125) | 600 (400)(300; 100) | 300 (250)(150; 60) | 150 (60; 30) |
Выпуклых | 30000(15000;5000) | 15000(10000; 2500) | 10000(5000; 2500) | 5000(2500; 1000) | 2500(1000; 600) |
Вогнутых | 8000(4000)(5000; 1000) | 5000(2500)(3000; 600) | 3000 (1500)(2000; 400) | 2000 (1000)(1500; 300) | 1500 (600)(1000; 200) |
Проезжая часть дороги, предназначенная для движения автомобилей, имеет дорожную одежду, состоящую, как правило, из нескольких слоёв: покрытия (верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды), основания и дополнительного слоя основания. На основе положений СниП 2.05.02-85 дорожная одежда должна отвечать определённым требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге как транспортному сооружению.
Применяются следующие четыре основных типа дорожных покрытий:
усовершенствованные капитальные (цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании) – для дорог I-III категорий;
усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущим, из холодного асфальтобетона) ѕ для дорог III-IV категорий;
переходные (щебеночные и гравийные, из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими, мостовые из булыжников) ѕ для дорог IV и V категорий;
низшие (из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками) ѕ для дорог V категории.
3.1.2. Транспортные условия.
Транспортные условия характеризуются следующими факторами: видом груза, объемом перевозок, партионностью отправок, расстоянием перевозок, способами погрузки и выгрузки, режимами работы, видами маршрутов и организации перевозок, условиями хранения, технического обслуживания и ремонта.
Эти условия эксплуатации определяют специализацию автомобиля, а следовательно его технические параметры. Автомобили должны быть в максимальной степени приспособлены для перевозки одного или нескольких близких видов груза. Партионность груза определяет оптимальную грузоподъёмность, а объёмная масса груза – объём платформы. Показатели плавности хода должны обеспечивать условия сохранности груза. По дальности перевозки подразделяют на местные (до 50 км) и дальние (междугородные). Дальность перевозок, также как и остальные факторы транспортных условий должна учитываться при выборе и оценки показателей эксплуатационных свойств.
3.1.3. Природно-климатические условия.
Природно-климатические условия характеризуются следующими факторами: особенностями зон умеренного, холодного, жаркого и высокогорного климата.
В нашей стране несколько климатических зон, поэтому существенное влияние на эксплуатационные свойства автомобилей оказывают природно- климатические условия. Укрупнённо территория РФ может быть условно разделена на три основные климатические зоны: умеренного климата, холодного климата, жаркого и высокогорного климата.
Основной из характеристик этих зон, влияющих на эксплуатационные свойства, является температура окружающего воздуха.
Изменение атмосферных условий сказывается на работе двигателя, трансмиссии, шин, что приводит к изменению эксплуатационных свойств автомобиля.
Нормальному тепловому режиму двигателей соответствует температура охлаждающей жидкости и масла 80…1000С, обеспечиваемая соответствующими системами при стандартной температуре окружающего воздуха +200С. Существенное отклонение температуры окружающего воздуха от стандартной (как понижение, так и повышение) вызывает нарушение нормального теплового режима двигателя и как следствие – ухудшение показателей тягово-скоростных свойств и топливной экономичности. При повышении температуры на входе в двигатель на 100С его мощность снижается на 2…3% и увеличивается расход топлива на 1.5%. При увеличении относительной влажности на 10% эффективная мощность двигателя снижается на 0,75%.
От температуры окружающего воздуха зависит также время, необходимое для достижения установившейся температуры в агрегатах трансмиссии, а температуры масла в трансмиссии определяет сопротивление, т.е. КПД.
Температура окружающего воздуха оказывает существенное влияние на сопротивление качению шин.
При работе автомобилей в высокогорных условиях происходит снижение мощности двигателей вследствие уменьшения коэффициента наполнения цилиндров. В результате средняя скорость движения грузовых автомобилей в горных условиях примерно на 40..50% ниже, а расход топлива на 10..15% выше, чем в равнинных условиях.
Все это в целом свидетельствует о важности и необходимости учета влияния условий эксплуатации на эксплуатационные свойства автомобилей с целью обеспечения наибольшей приспособленности их к конкретным условиям эксплуатации.