2.3 Система обозначения автомобильного подвижного состава
Автомобильный подвижной состав разделяется на пассажирский, грузовой и специальный.
К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовому — грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т.ч. специализированные. К специальному относится подвижной состав, предназначенный для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.
В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава. Наряду с этим подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава (ГАЗ-52, ЗИЛ-130, МАЗ-500 и т.п.). Заводские обозначения подвижного состава практикуются на ряде моделей до настоящего времени, главным образом на подвижном составе специального назначения, а также подвижном составе, специализированном под определенные категории грузов.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):
1-я цифра обозначает класс АТС:
для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в куб. дм):
11 — особо малый - до 1,2
21 — малый - от 1,2 до 1,8
31 — средний - от 1 до 3,5
41 — большой - свыше 3,5
для автобусов по габаритной длине (в м):
22 — особо малый - до 5,0
32 — малый - 6,0 — 7,5
42 — средний - 8.0 — 9,5
52 — большой - 10,5 — 12,0
62 — Особо большой - 18,0 и более
для грузовых автомобилей по полной массе:
Полная масса, т | Эксплуатационное назначение автомобиля | |||||
бортовые | тягачи | самосвалы | цистерны | фургоны | специальные | |
ао 1.2 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 |
1.2 до 2,0 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 29 |
2,0 до 8,0 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 39 |
8.0 до 14,0 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 49 |
14.0 до 20,0 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 59 |
20.0 до 40,0 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 |
свыше 40,0 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 79 |
Примечание: Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
1 — легковой автомобиль;
2 — автобус;
3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 — седельный тягач;
5 — самосвал;
6 — цистерна;
7 — фургон;
8 — резервная цифра;
9— специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.
5-я цифра — модификация автомобиля;
6-я цифра — вид исполнения: 1 — для холодного климата, 6 — экспортное исполнение для умеренного климата, 7 — экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.
По данной классификации перед цифровым индексом в большинстве случаев указывается буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 куб.дм, обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022 и т.д.
Обозначения автомобилей иностранных марок в, большинстве случаев состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации. Например, городской автобус Венгерского автобусного завода обозначается Ikarus-260, его модификация Ikarus -260.18 и т.д.