2.3 Система обозначения автомобильного подвижного состава

Автомобильный подвижной состав разделяется на пассажирский, грузовой и специальный.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовому — грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т.ч. специализированные. К специальному относится подвижной состав, предназначенный для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.

В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава. Наряду с этим подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава (ГАЗ-52, ЗИЛ-130, МАЗ-500 и т.п.). Заводские обозначения подвижного состава практикуются на ряде моделей до настоящего времени, главным образом на подвижном составе специального назначения, а также подвижном составе, специализированном под определенные категории грузов.

В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):

1-я цифра обозначает класс АТС:

для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в куб. дм):

11 —   особо малый - до 1,2

21 —   малый - от 1,2 до 1,8

31 —   средний - от 1 до 3,5 

41 —   большой - свыше 3,5

для автобусов по габаритной длине (в м):

22 —   особо малый - до 5,0

32 —   малый - 6,0 — 7,5

42 —   средний - 8.0 — 9,5

52 —   большой - 10,5 — 12,0

62 —   Особо большой - 18,0 и более

для грузовых автомобилей по полной массе:

 

Полная масса, т Эксплуатационное назначение автомобиля
бортовые тягачи самосвалы цистерны фургоны специальные
ао 1.2   13 14 15 16 17 19
1.2 до 2,0 23 24 25 26 27 29
2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39
8.0 до 14,0 43 44 45 46 47 49
14.0 до 20,0    53 54 55 56 57 59
20.0 до 40,0    63 64 65 66 67 69
свыше 40,0 73 74 75 76 77 79

Примечание: Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.

2-я цифра обозначает тип АТС:

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.

5-я цифра — модификация автомобиля;

6-я цифра — вид исполнения: 1 — для холодного климата, 6 — экспортное исполнение для умеренного климата, 7 — экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.

По данной классификации перед цифровым индексом в большинстве случаев указывается буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 куб.дм, обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022 и т.д.

Обозначения автомобилей иностранных марок в, большинстве случаев состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации. Например, городской автобус Венгерского автобусного завода обозначается Ikarus-260, его модификация Ikarus -260.18 и т.д.

Hosted by uCoz