2.1 Классификация автотранспортных средств.

Автотранспортные средства (АТС) разделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирским АТС относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовым – грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в том числе специализированные. К специальным относятся АТС, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.

Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, относятся к легковым, свыше 8 человек – к автобусам.

Легковые автомобили подразделяются:

Схема 2.1.1. Типаж легковых автомобилей.

Легковые автомобили
   
По рабочему объему По типу
     
  Особо малый (до 1,1л)   Седан   Комби (хетчбек) 
     
  Малый (свыше 1,1 до 1,3)   Хардтоп-cедан   Брегам
     
  Средний (свыше 1,8 до 3,5)   Хардтоп-купе   Родстер
     
  Большой (свыше 3,5)   Купе   Кабриолет
     
  Высший (рабочий объем не регламентируется)   Фаэтон-универсал   Фаэтон
   
  Фастбек    Тарга
   
  Ландо   Пикап
   
  Универсал   Лимузин
 
  Фургон

В соответствии с действующим в нашей стране типажом легковых автомобилей на период до 1995 года они подразделяются по рабочему объему цилиндров двигателя (в литрах) на следующие основные классы:

особо малый - до 1,1;
малый - свыше 1,1 до 1,8;
средний - свыше 1,8 до 3,5;
большой - свыше 3,5;
высший - рабочий объем не регламентируется.

По внешней форме закрытый кузов современного легкового автомобиля может быть трех-, двух-, и однообъемным. Трех объемными принято называть кузова, в которых четко просматривается сопряжение трех объемов – пассажирского салона, отсека двигателя и багажника, например ВАЗ-2106, ГАЗ-24-10. У двух объемных кузовов в одном объединены пассажирский салон и, обычно, багажник, разделенные или неразделенные перегородкой. Примыкающий к нему другой выраженный объем занимает обычно силовой агрегат. Примеры: Москвич-2141, ВАЗ-2104, ФИАТ-126. У одно-объемных автомобилей весь кузов представляет собой единый объем, например: Рено-Эспас, Форд-Аэростар (см. схему 2.1.3.).

В соответствии с действующим типажом автобусов на период до 1995 года они подразделяются по назначению и габаритной длине, определяющей в зависимости от принятой планировки вместимость автобуса.

По назначению автобусы подразделяются на городские, пригородные, междугородные, местного (сельского) назначения, маршрутные такси и общего назначения.

По габаритной длине (в метрах) автобусы подразделяются на следующие основные классы:

особо малый - до 5,5;
малый - 6,0-7,5;
средний - 8,5-10;
большой - 11,0-12,0;
особо большой (сочлененные) - 16,5-24,0 (двухзвенные до 18,0).

Схема 2.1.4. Классификация автобусов.

Автобусы
   
По габаритной длине По назначению
   
  Особо малый (до 5,5)   Городские
   
  Малый (6,0-7,5)   Пригородные
   
  Средний (8,5-10)   Междугородные
   
  Большой (11,0-12,0)   Местного (сельского) назначения
   
   Особо большой (сочлененные) (16,5-24,0) (двухзвенные до 18)   Маршрутные такси
 
  Общего назначения

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности и полной массе. В зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер использования, они подразделяются на грузовые АТС общего назначения и специализированные.

Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудуемый в ряде случаев дугами с тентом, и используются для перевозки грузов определенных видов.

К специальным АТС относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессионными установками, автокраны, уборочные автомобили и т.п.

Автомобили-тягачи предназначены для постоянной работы с полуприцепами (седельные тягачи) или прицепами (бортовые тягачи). Последние могут использоваться самостоятельно, однако в большинстве случаев это экономически неоправданно. Автомобиль-тягач в сцепе с полуприцепом или прицепом называется автопоездом.

Схема 2.1.5. Классификация грузовых и специальных автомобилей.

Грузовые и специальные автомобили
   
По полной массе, т По устройству кузова
   
  бортовые   До 1,2
   
  седельные тягачи   Свыше 1,2 до 2,0
   
  самосвалы   Свыше 2,0 до 8,0
   
  цистерны   Свыше 8,0 до 14
   
  фургоны   Свыше 14 до 20
   
   специальные (пожарные автомобили, автокраны, уборочные автомобили)   Свыше 20 до 40
 
  Свыше 40

Автотранспортные средства подразделяются также на дорожные, предназначенные для работы по дорогам общей сети, и на внедорожные – для использования вне дорог общей сети.

В отечественном автомобилестроении используется классификация и система обозначения АТС, определяемые отраслевой нормалью ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР, введенной в действие в 1966 году. В ближайшее время предполагается отменить этот документ как устаревший, предоставив право заводам-изготовителям самим присваивать обозначения моделям автомобилей собственного производства.

Однако, учитывая, что подавляющее большинство АТС, выпускаемых до настоящего времени, обозначается в соответствии с этой нормалью, основные ее положения приводятся в настоящем справочнике.

В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, прицепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из ряда цифр.

Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему двигателя – для легкового автомобиля; по габаритной длине – для автобуса; по полной массе – для грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1, автобус – 2, грузовой автомобиль или пикап – 3, седельный тягач – 4, самосвал – 5, цистерна – 6, фургон – 7, цифра 8 резерв, специальное АТС – 9.

Для прицепов и полуприцепов вторая цифра обозначает тип прицепного состава в соответствии с типом автомобиля, т.е. 1 – прицеп для легкового автомобиля, 2 – пассажирский прицеп к автобусу и т.д.

Третья и четвертая цифры индексов указывают на порядковый номер модели, а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация. Шестая цифра обозначает вид исполнения: для холодного климата – 1, экспортное исполнение климата – 6, экспортное исполнение для тропического климата – 7.

Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 03, 04 и т.п., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.

Право присвоения цифрового индекса предоставлено НАМИ.

Перед полным цифровым индексом ставится через дефис буквенное обозначение (марка) завода изготовителя (аббревиатура или условное название, например ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал, Москвич).

Две первые цифры индексов, присвоенных в соответствии с отраслевой нормалью легковым автомобилям, автобусам, грузовым (специальным) автомобилям и прицепам (полуприцепам) приведены соответственно в таблицах.

Таблица 2.1.1. Индексы легковых автомобилей (первые две цифры по ОН 025 270-66)

Рабочий объем двигателя, л.  Индекс
До 1,2 11
Свыше 1,2 до 1,8 21
- // - 1,8 до 3,5 31
- // - 3,5 41

Таблица 2.1.2. Индексы автобусов (первые две цифра по ОН 025 270-66)

Габаритная длина, м. Индекс
До 5,0 22
6,0 – 7,5 32
8,0 – 9,5 42
10,5 – 12 52
16,5 и более 62

Таблица 2.1.3. Индексы грузовых и специальных автомобилей (первые две цифры по ОН 025 270-66)

Полная масса, т. Типы автомобилей
С бортовой платформой Седельные тягачи самосвалы цистерны Фургоны специальные
До 1,2 13 14 15 16 17 19
Свыше 1,2 до 2,0 23 24 25 26 27 29
Свыше 2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39
Свыше 8,0 до 14 43 44 45 46 47 49
Свыше 14 до 20 53 54 55 56 57 59
Свыше 20 до 40 63 64 65 66 67 69
Свыше 40 73 74 75 76 77 79

Таблица 2.1.4. Индексы прицепов и полуприцепов ( первые две цифры по ОН 025 270 - 66 )

Типы прицепов Прицепы Полуприцепы
Легковые 81 91
Автобусные 82 92
Грузовые (бортовые) 83 93
Самосвальные 85 95
Цистерны 86 96
Фургоны 87 97

Так, например, легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя 1,288 л, выпускаемый Волжским автозаводом, обозначается ВАЗ - 2109; автобус с габаритной длиной 7,00 м, выпускаемый Павловским автобусным заводом - ПАЗ - 3205; грузовой бортовой автомобиль - тягач полной массой 15,3 т, выпускаемый Камским автозаводом, обозначается КамАЗ - 5320.

Базовые модели автомобильных двигателей, их узлов и деталей обозначаются по той же нормали десятизначным цифровым индексом. Первая цифра индекса определяет класс двигателя, связанный с его рабочим объемом.

Таблица 2.1.5. Классификация двигателей по рабочему объему (по ОН 025 270 – 66)

Рабочий объем, л Класс
До 0,75 1
Свыше 0,75 до 1,2 2
Свыше 1,2 до 2 3
Свыше 2 до 4 4
Свыше 4 до 7 5
Свыше 7 до 10 6
Свыше 10 до 15 7
Свыше 15 8

Последующие цифры индекса обозначают номера базовой модели двигателя, его агрегатов, узлов и деталей.

До введения в действие ОН 025 270 – 66 индексация основных моделей отечественных автомобилей, прицепов и полуприцепов производилась следующим образом: вначале ставилась марка – буквенное обозначение завода – изготовителя ( ГАЗ, ЗИЛ, Москвич и т.п. ) , после нее через дефис двух – или трехзначное цифровое обозначение. Например, ГАЗ – 52, Урал – 375, полуприцеп ОдАЗ – 885. При этом каждый завод – изготовитель применял цифровые индексы в определенных приделах. Так, например, Горьковский автомобильный завод использовал цифры от 10 до 100, ЗИЛ – от 100 до 200 и т.д.

Для модернизированной автомобильной техники и модификаций добавлялись буквенные обозначения или через дефис двухзначное число. Например, МАЗ – 200В, ЛАЗ – 699Р, Москвич – 412ИЭ, ЗИЛ – 130 – 76, ГАЗ – 24 – 10.

В отечественной практике, связанной с классификацией АТС, постепенно начинают использоваться обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности ( Правилах ЕЭК ООН ), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.

Таблица 2.1.6. Классификация автотранспортных средств, принятая в Правилах ЕЭК ООН

Категория АТС Тип автотранспортного средства Полная масса, т Примечания
М1 АТС с двигателем, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения ( кроме места водителя ) НР ( не регламентируется) Легковые автомобили
М2 Те же, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) До 5,0 Автобусы
М3 То же Свыше 5,0 Автобусы в том числе сочлененные
N1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов До 3,5 Грузовые, специальные автомобили
N2 То же Свыше 3,5 до 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили
N3 То же Свыше 12,0 То же
О1 АТС без двигателя До 0,75 Прицепы и полуприцепы
О2 То же Свыше 0,75 до 3,5 То же
О3 То же Свыше 3,5 до 10,0 То же
О4 То же Свыше 10,0 То же

В качестве пояснений к вышеизложенной таблице следует отметить, что полная масса седельного автомобиля-тягача состоит из его массы в снаряженном состоянии, массы водителя и другого обслуживающего персонала, находящегося в кабине автомобиля и части полной массы полуприцепа, которая передается на седельное устройство тягача. Полная масса полуприцепа состоит из его массы в снаряженном состоянии и грузоподъемности.

Применение в отечественной практике классификации АТС, принятой в Правилах ЕЭКООН, обеспечивает единообразный и более удобный подход при рассмотрении технической документации на отечественные и зарубежные автотранспортные средства.

Транспортные средства, выполняющие общую основную для них производственную функцию - перемещение в пространстве грузов и  пассажиров, имеют различные свойства в зависимости от среды (воздушной, водной, наземной), в которой они работают.

Hosted by uCoz