2. Отчисления в дорожные фонды.
Налоги, имеющие определенное целевое назначение, давно известны в мировой практике налогообложения. Такие налоги появились еще в докапиталистическую эпоху и сохраняются по настоящее время. В отличие от налогов обычного порядка, они зачисляются, как правило, не в бюджет, как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды.
Четко выраженное целевое назначение из числа ныне действующих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды.
На основании Закона РФ «О дорожных фондах в РФ» от 10 октября 1991 года были созданы внебюджетные дорожные фонды, предназначенные для мобилизации финансовых ресурсов в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). Такие фонды создавались на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации.
Упомянутый закон РФ «О дорожных фондах в РФ» среди источников образования названных фондов указывает ряд налогов, для которых характерна связь с использованием автомобильного транспорта и дорог. Они включены в перечень федеральных налогов. К ним отнесены налоги:
А) на реализацию горюче-смазочных материалов;
Б) на пользователей автомобильных дорог;
В) с владельцев транспортных средств;
Г) на приобретение автотранспортных средств;
Д) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. Последние, начиная со второго квартала 1994 года направляются в федеральный бюджет.
2.1 Налог на пользователей автомобильных дорог.
Его плательщики - предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ. Сюда входят также созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства; иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Налог перечисляется каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда и территориальных дорожных фондов.
Ставки налога в 1997 году повышены - они установлены в размере:
а) 2,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работы, услуг);
б) 2,5 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельностью.
Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Закон РФ распределяет средства налога между Федеральным и территориальными дорожными фондами: в Федеральный фонд зачисления производится по ставке 1,25 процента и по такой же ставке (1,25 процента) - в территориальные фонды. Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут с учетом местных условий изменять (повышать или понижать) ставку налога, но не более чем на 50% от ставки данного федерального налога.
Объектом налогообложения выступают: выручка от реализации продукции (работ, услуг), а также сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Льготы. От налога освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (при удельном весе доходов от ее реализации 70 и более процентов); предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания профессиональных центров переподготовки военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей (перечень юридических лиц, которые освобождаются от налога, определяется Правительством РФ); профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ.
Учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные) и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильными дорогами, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.
2.2 Налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов уплачивают объединения, предприятия, организации и предприниматели, реализующие указанные материалы. Объект налогообложения - оборот по реализации (в денежном исчислении, включая акциз ) без налога на добавленную стоимость. Ставка налога - 25 процентов от суммы реализации горюче - смазочных материалов. Данный налог взимается также при перепродаже горюче - смазочных материалов с суммы разницы между выручкой и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость). Ставка - также 25 процентов.
2.3 Налог с владельцев транспортных средств.
Плательщиками являются предприятия, объединения, учреждения и организации, включая иностранные юридические лица, а также граждане, в том числе иностранные и лица без гражданства.
Объект налогообложения - принадлежащие указанным лицам транспортные средства ( автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы ),и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. При этом не являются плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси ).
Ставки налога установлены Законом в твердых денежных суммах с каждой лошадиной силы. Они зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя. Органы государственной власти субъектов Федерации компетентны увеличивать эти ставки в связи с изменением уровня цен и заработной платы.
Налог с владельцев транспортных средств уплачивают юридические и физические лица, определённые статьёй 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», в следующих размерах (с каждой лошадиной силы).
Таблица 1. Размер годового налога с владельцев транспортных средств.
Наименование объектов обложения | Размер годового налога в рублях до деноминации |
Автомобили легковые с мощностью двигателя | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
800 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
3000 |
Мотоциклы и мотороллеры | 400 |
Автобусы | 3000 |
Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя: | |
до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно |
3000 |
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) |
5000 |
свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) |
6000 |
свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) |
7000 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
10000 |
Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных машин) | 3000 |
Уплата налога производиться ежегодно до регистрации, перерегистрации или технического осмотра транспортных средств в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Федерации.
По налогу предусмотрены льготы, которые носят характер социальной поддержки (освобождаются, к примеру, от его уплаты инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и т.д.). Другие льготы стимулируют необходимую для общества деятельность: не должны уплачивать налог колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, осуществляющие содержание дорог общего пользования; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ; профессиональные аварийно - спасательные службы и формирования; органы управления о подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ. Закон освобождает от уплаты налога Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, признавая их заслуги перед обществом и государством.
Дополнительно к предусмотренным в Законе РФ льготам органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освободить отдельные категории граждан, предприятий и учреждений от уплаты налога.
2.4 Налог на приобретение автотранспортных средств.
Плательщиками налогами являются предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли - продажи, мены, лизинга или взносов в уставной фонд.
Объект налогообложения - продажная цена автотранспортного средства (без налога на добавленную стоимость и акцизы ). Их виды перечислены в Законе. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.
Ставки налога зависят от вида транспортных средств. Они установлены в процентах от их продажной цены: для грузовых автомобилей, пикапов, легковых фургонов, автобусов, специальных автомобилей, легковых автомобилей - 20 процентов; для прицепов и полуприцепов - 10 процентов.
Если автотранспортные средства приобретены за пределами Российской Федерации, налог исчисляется по установленным ставкам от стоимости автотранспортных средств, которая определяется в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Льготы по данному налогу во многом сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Кроме того, освобождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование.
Органы государственной власти субъектов Федерации вправе производить полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога или понижение его размера.
Из перечисленных налогов в федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче - смазочных материалов, а также часть налога на пользователей автомобильных дорог, другие платежи подлежат зачислению согласно Закону о дорожных фондах в территориальные дорожные фонды.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
прибыль (доход);
стоимость определённых товаров;
добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
имущество юридических и физических лиц;
передача имущества (дарение, наследование);
операции с ценными бумагами;
отдельные виды деятельности;
другие объекты, установленные законом.