2. Отчисления в дорожные фонды.

Налоги, имеющие определенное целевое назначение, давно известны в мировой практике налогообложения. Такие налоги появились еще в докапиталистическую  эпоху и сохраняются по настоящее время. В отличие от налогов обычного порядка, они зачисляются, как правило, не в бюджет, как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды.

Четко выраженное целевое назначение из числа ныне действующих налогов имеют налоги, зачисляемые  в дорожные фонды.

На основании Закона РФ «О дорожных фондах в РФ» от 10 октября 1991 года были созданы внебюджетные дорожные фонды, предназначенные для мобилизации финансовых ресурсов в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). Такие фонды создавались на федеральном уровне и уровне субъектов  Федерации.

Упомянутый закон РФ «О дорожных фондах в РФ» среди источников образования названных фондов указывает ряд налогов, для которых характерна связь с использованием автомобильного транспорта и дорог. Они включены в перечень федеральных налогов. К ним отнесены налоги:

А) на реализацию горюче-смазочных материалов;

Б) на пользователей автомобильных дорог;

В) с владельцев транспортных средств;

Г) на приобретение автотранспортных средств;

Д) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. Последние, начиная со второго квартала 1994 года направляются в федеральный бюджет.

2.1 Налог на пользователей автомобильных дорог.

Его плательщики - предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ. Сюда входят  также созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства; иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Налог перечисляется каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда и территориальных дорожных фондов.

Ставки налога в 1997 году повышены - они установлены в размере:

а) 2,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работы, услуг);

б) 2,5 процента от суммы разницы  между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельностью.

Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Закон РФ распределяет средства налога между Федеральным и территориальными дорожными фондами: в Федеральный фонд зачисления производится по ставке 1,25 процента и по такой же ставке (1,25 процента) - в территориальные фонды. Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут с учетом местных условий изменять (повышать или понижать) ставку налога, но не более чем на 50% от ставки данного федерального налога.

Объектом налогообложения выступают: выручка от реализации продукции (работ, услуг), а также сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Льготы. От налога освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (при удельном весе доходов от ее реализации 70 и более процентов); предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания профессиональных центров переподготовки военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей (перечень юридических лиц, которые освобождаются от налога, определяется Правительством РФ); профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ.

Учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные) и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильными дорогами, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.

2.2 Налог на реализацию горюче-смазочных материалов.

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов уплачивают объединения, предприятия, организации и предприниматели, реализующие указанные материалы. Объект налогообложения - оборот по реализации (в денежном исчислении, включая акциз ) без налога на добавленную стоимость. Ставка налога - 25 процентов от суммы реализации горюче - смазочных материалов. Данный налог взимается также при перепродаже горюче - смазочных материалов с суммы разницы между выручкой и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость). Ставка - также 25 процентов.

2.3 Налог с владельцев транспортных средств.

Плательщиками являются предприятия, объединения, учреждения и организации, включая иностранные юридические лица, а также граждане, в том числе иностранные и лица без гражданства.

Объект налогообложения - принадлежащие указанным лицам транспортные средства ( автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы ),и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. При этом не являются плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси ).

Ставки налога установлены Законом в твердых денежных суммах с каждой лошадиной силы. Они зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя. Органы государственной власти субъектов Федерации компетентны увеличивать эти ставки в связи с изменением уровня цен и заработной платы.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивают юридические и физические лица, определённые статьёй 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», в следующих размерах (с каждой лошадиной силы).

Таблица 1. Размер годового налога с владельцев транспортных средств.

Наименование объектов обложения  Размер годового налога в рублях до деноминации
Автомобили легковые с мощностью двигателя  

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

800

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

3000
Мотоциклы и мотороллеры 400
Автобусы 3000
Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя:  

до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно

3000

свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт)

5000

свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт)

6000

свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт)

7000

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

10000
Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных машин) 3000

Уплата налога производиться ежегодно до регистрации, перерегистрации или технического осмотра транспортных средств в сроки,  установленные органами государственной власти субъектов Федерации.

По налогу предусмотрены льготы, которые носят характер социальной поддержки (освобождаются, к примеру, от его уплаты инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и т.д.). Другие льготы стимулируют необходимую для общества деятельность: не должны уплачивать налог колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, осуществляющие содержание дорог общего пользования; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых  социально-экономических программ; профессиональные аварийно - спасательные службы и формирования; органы управления о подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ. Закон освобождает от уплаты налога Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, признавая их заслуги перед обществом и государством.

Дополнительно к предусмотренным в Законе РФ льготам органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освободить отдельные категории граждан, предприятий и учреждений от уплаты налога.

2.4 Налог на приобретение автотранспортных средств.

Плательщиками налогами являются предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли - продажи, мены, лизинга или взносов в уставной фонд.

Объект налогообложения - продажная цена автотранспортного средства (без налога на добавленную стоимость и акцизы ). Их виды перечислены в Законе. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.

Ставки налога зависят от вида транспортных средств. Они установлены в процентах от их продажной цены: для грузовых автомобилей, пикапов, легковых фургонов, автобусов, специальных автомобилей, легковых автомобилей - 20 процентов; для прицепов и полуприцепов - 10 процентов.

Если автотранспортные средства приобретены за пределами Российской Федерации, налог исчисляется по установленным ставкам от стоимости автотранспортных средств, которая определяется в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Льготы по данному налогу во многом сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Кроме того, освобождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование.

Органы государственной власти субъектов Федерации вправе производить полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты  налога или понижение его размера.

Из перечисленных налогов в федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче - смазочных материалов, а также часть налога на пользователей автомобильных дорог, другие платежи подлежат зачислению согласно Закону о дорожных фондах в территориальные дорожные фонды.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

Hosted by uCoz