Преступления на автотранспорте (что новенького?)
В связи с принятием нового уголовного законодательства в России претерпели изменения и составы преступлений на автотранспорте. Снижена максимальная ответственность за такие преступления, как:
нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо смерть одного человека, либо смерть нескольких людей;
оставление в опасности;
подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков;
умышленное уничтожение или повреждение военного имущества;
утрата военного имущества;
нарушение военнослужащим правил вождения или эксплуатации машин;
Усилена ответственность за такие преступления, как:
вымогательство;
угон;
приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого, преступным путем;
выпуск в эксплуатацию транспортных средств с техническими неисправностями;
нарушение пешеходами, пассажирами и другими участниками дорожного движения (кроме водителей) правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Введена уголовная ответственность за такие преступления, как:
оставление места дорожно-транспортного происшествия;
недоброкачественный ремонт транспортных средств;
приведение в негодность транспортных средств;
подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства;
нарушение водителями правил дорожного движения. Или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение крупного ущерба.
Предлагаем ознакомиться с некоторыми статьями вступившего в силу с января 1997 года нового Уголовного кодекса.
Разумеется, “от тюрьмы да сумы…” никто из нас не застрахован, и, помнят это, водителям не мешает знать в первую очередь те статьи УК, которые при каких-то обстоятельствах могут их непосредственно касаться. Мы не будем приводить их полностью, а дадим лишь в самом сжатом изложении. Итак…
Статья 264.
Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека, причине тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью либо крупный ущерб,наказывается в одних случаях на срок трех до шести месяцев, в других – лишением свободы до десяти лет. Одновременно на срок до трех лет могут лишить права управления транспортным средством. Все это – если такое преступление считается совершенным по неосторожности. В свою очередь неосторожность подразделяется на две части – по легкомыслию и по небрежности. Первая – вы предвидели наступление опасных последствий, но самонадеянно посчитали, что «пронесет». Вторая – вы не предвидели последствий, хотя и были обязаны это сделать. Учтите, если суд назначил наказание сроком до пяти лет. То его предстоит отбывать в колонии – поселении, а если более пяти – в колонии общего режима.
Статья 265.
Оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Если в случаях, названных в предыдущей статье, виновник скрылся, то к тому. Что ему положено по 264-й, добавят арест сроком до шести месяцев – это в лучшем случае, а в худшем – трехгодичное заключение. И это еще не все: суд может запретить после отбытия наказания занимать руководящую должность в течении трех лет.
Статья 267.
Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, повлекшее по неосторожности смерть человека, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо крупный ущерб, наказываются, как минимум, штрафом от 400 до 700 МЗ либо пребыванием в колонии до десяти лет.
Статья 125.
Оставление в опасности человека в угрожающем жизни или здоровью состоянии наказывается штрафом в размере от 50 до 100 МЗ, либо обязательными работами стоком от 120 до 180 часов, либо исправительными работами до года, или же арестом до трех месяцев.
Для справки: обязательные работы – это труд в свободное от работы время на благо местных органов самоуправления, а исправительные – это основная работа, когда от 5 до 20% заработка идет доход государства.
Статья 291.
Дача взятки должностному лицу наказывается штрафом от 200 до 500 МЗ, либо исправительными работами от года до двух лет, либо арестом от трех до шести месяцев, или лишением свободы до трех лет. Это только первая часть статьи. Еще есть вторая (очень строгая), но к большинству нарушений ПДД она отношения не имеет. Спасти вас от наказания может только добровольное признание в том, что некое должностное лицо вымогало взятку.
А теперь о некоторых других статьях УК, которые должны как-то защитить владельцев транспортных средств.
Статья 166.
Неправомерное за владение автомобилем или иными транспортным средством без цели хищения (угон) наказывается ограничением свободы до трех лет, либо арестом от трех лет до шести месяцев, или лишением свободы на срок до трех лет. Но это еще не все. Допустим, вор слегка повредил машину, а вас ударил – тогда ему грозит уже семь лет. Другой вариант: угонщик работает не в одиночку, а позвал на помощь приятелей или своими действиями причинил вам крупный ущерб. Тогда преступника (преступников) ждет срок до десяти лет. Ну а если при этом вас избили (или пообещали это сделать), да еще машину искалечили, то тут срок возрастает до максимального по этой статье – 12лет.
Статья 158.
Кража – тайное хищение чужого имущества. Наказывается в зависимости от содеянного: штрафом от 200 до 700 МЗ; обязательными работами на срок от 180 до 240 часов; исправительными работами от года до двух лет; арестом от 4 до 6 месяцев; лишением свободы до трех лет. Если в краже участвовало несколько человек или причинен значительный ущерб, то штраф составит 1000 МЗ, а срок лишения свободы возрастает до шести лет. Когда вашу машину украла организованная группа или ущерб составил более 500 МЗ (то есть крупный), то расплата за преступление – 10 лет заключения и конфискация имущества.
Статья 161.
Грабеж. Это так называемое открытое хищение чужого имущества и наказывается оно исправительными работами от одного года до двух лет, или арестом на срок от 4 до 6 месяцев, или же лишением свободы до 12 лет и возможностью конфискацией имущества.
Статья 162.
Разбой – нападение с целью хищения чужого имущества с применением насилия (либо с угрозой его применения), опасного для жизни или здоровья. Наказывается это злодеяние лишением свободы на срок от 3 до 8 лет, а если оно совершено не одиночкой, а группой, с применением оружия, виновных ждет 15 лет лишения свободы и конфискации имущества.
Статья 326.
Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства, а также номера кузова, двигателя, государственного регистрационного знака с целью его эксплуатации или продажи наказываются штрафом от 100 до 200 МЗ, либо исправительными работами до года, либо ограничением свободы до двух лет, или, наконец, лишением свободы на срок до четырех лет. Все это в полной мере распространяется и на продавцов, если они знали о подделке. Примерно такое же наказание (по ст. 327) ждет тех, кто изготовляет и продает фальшивые документы.
Статья 37.
Необходимая самооборона – право на защиту личности и интересов общества, но до тех пор, пока не будет превышен так называемый предел необходимой обороны, то есть «умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства». Эту юридическую формулировку (по конкретному случаю) объяснит вам только суд. Во всяком случае, обнаружив нацарапанное на кузове неприличное слово, не стоит бить монтировкой по голове первого попавшегося мальчика с гвоздиком.
Статья 266 УК РФ «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями»
1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере от четырехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
Субъектом преступлений, предусмотренных в этой статье, являются люди, занимающие должности исполнительных руководителей, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, а также должности специалистов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. Причем это не любые руководители и специалисты в области безопасности движения, а только те, чья деятельность прямо связана с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, мотоциклов, электротранспорта, тракторов и иных самоходных машин и механизмов. А работают они на ремонтных предприятиях, предприятиях транспорта, пунктах технического обслуживания независимо от форм собственности и видов деятельности. Как правило, это начальники отделов (или иных подразделений) технического контроля предприятий транспорта, колонн, маршрутов, отрядов, руководители ремонтных зон (мастерских). Кроме того, это такие специалисты, как механики отделов технического контроля, механики (мастера) колонн, отрядов.
Закон считает недопустимыми случаи, когда:
произведен недоброкачественный ремонт транспортных средств;
произведен недоброкачественный ремонт транспортного оборудования (навесное оборудование, тягово-сцепное устройство и т.п.);
выпущено в эксплуатацию технически неисправное транспортное средство.
Однако сами по себе эти действия не являются криминальными и при определенных обстоятельствах могут рассматриваться в рамках гражданского или административного законодательства.
Уголовная ответственность за вышеперечисленные деяния наступает тогда, когда они в совокупности или хотя бы одно из них повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (понятие тяжкого или средней тяжести вреда, а также крупного ущерба рассмотрены в пояснении к статье 265 УК РФ).
Санкция первой части рассматриваемой статьи предусматривает наказание штрафом в размере от четырехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда (сегодня МРОТ в России составляет 83490 рублей за месяц) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок от одного года до трех лет, либо арестом на срок от одного до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет или без такового.
Вторая часть статьи 266 УК РФ предусматривает ответственность за аналогичные неправомерные действия, если они повлекли по неосторожности смерть человека. При этом на квалификацию деяния виновного не влияет, получили ли и какой тяжести травмы другие участники дорожно-транспортного происшествия.
При таких последствиях подсудимому грозит лишение свободы на срок от шести месяцев до пяти лет.
Но если деяния, предусмотренные в части первой настоящей статьи, повлекли по неосторожности смерть двух или более лиц, то они квалифицируются по части третьей этой же статьи и наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
В заключение следует, наверное, еще раз обратить внимание руководителей и Специалистов в области технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств, что статья 266 УК РФ предусматривает ответственность только за неосторожные (неумышленные) действия, связанные с недоброкачественным техническим обслуживанием и ремонтом, а также за легкомысленный выпуск на линию технически неисправных транспортных средств. Но если такие деяния совершены, как говорится, по злому умыслу, то они квалифицируются по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим более строгое наказание.
Статья 268 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта»
1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником дорожного движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 УК РФ) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека,
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц,
наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
Довольно-таки расплывчатая формулировка диспозиции первой части статьи требует расшифровки.
О каких правилах безопасности движения и эксплуатации транспортных средств идет речь?
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из Федерального закона Российской Федерации от 10.12.95 № 196-фз «О безопасности дорожного движения» и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В частности, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 Ms 1090 введены в действие с 1 июля 1994 года «Правила дорожного движения Российской Федерации», которые устанавливают единый порядок движения на всей территории нашей страны. Другие нормативные акты (кроме Конституции Российской Федерации, конституционных и федеральных законов), касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях этих правил и не противоречить им.
Субъектом преступлений, предусмотренных настоящей статьей, может быть пассажир, пешеход или другой участник движения.
С точки зрения законодателя, участником дорожного движения -субъектом преступления, является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения. Кроме того, это человек, достигший ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста и при этом не имеющий отставания в психическом развитии. Он вменяем, то есть осознавал фактический характер и общественную опасность своего деяния. Он может быть как в состоянии опьянения, так и трезвым.
Мы кратко изложим содержание лишь тех статей нового Уголовного кодекса РФ, который, не дай Бог, могут затронуть кого-то из нас, автомобилистов.