5. Основные положения Устава автомобильного транспорта.
Важнейшим нормативным актом, регулирующим деятельность предприятий и организаций автомобильного транспорта, а также предприятий, организаций и граждан, пользующихся услугами автомобильного транспорта, является Устав автомобильного транспорта. УАТ РСФСР утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. Он регламентирует наиболее важные и основные вопросы автомобильных перевозок и обязателен для всех автотранспортных предприятий и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также для предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся автомобильным транспортом (ст. 2 УАТ).
УАТ распространяется не только на автотранспортные предприятия и организации, но и на промышленные, строительные, сельскохозяйственные и другие (не автотранспортные) предприятия, объединения и иные организации, имеющие автомобиля. Последние при осуществлении перевозок грузов для других предприятий, организаций и учреждений, а также перевозок пассажиров, багажа и почты пользуются правами н несут обязанности и ответственность, предусмотренные Уставом для автотранспортных предприятий и организаций.
УАТ состоит из 10 разделов. В разделе I излагаются общие положения о функциях автомобильного транспорта, основных задачах правового регулирования автотранспортных отношений, сфере действия УАТ, компетенции автотранспорта общего пользования и ведомственного автотранспорта, а также некоторые другие.
Раздел II регламентирует вопросы, касающиеся подвижного состава/классификации автомобильных дорог. правил пользования и движения по ним, сооружений и устройств для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров, устанавливает порядок содержания подвижного состава и сооружений автотранспорта, порядок технической эксплуатации этого подвижного состава.
В разделе III дается подробная характеристика планирования и организации перевозок грузов, определяется порядок: планирования перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования и ведомственным автотранспортом; заключения договоров на перевозку грузов; организации централизованных перевозок как основного метода деятельности автотранспортных предприятий и организаций. В этом разделе регулируются также взаимоотношения, касающиеся порядка приема грузов к перевозке, выдачи грузов получателю, определения веса груза, порядка сдачи грузов в пункте назначения.
IV раздел устанавливает условия перевозок пассажиров, багажа и почты. В нем дается понятие договора перевозки пассажира, регламентируются основные вопросы, связанные с организацией движения пассажирского транспорта, права и обязанности пассажира, условия перевозки багажа, а также почты.
Раздел V регулирует условия предоставления гражданам легковых автомобилей напрокат и определяет основные требования, предъявляемые к этому виду деятельности автотранспортных предприятий.
Раздел VI касается тарифов за перевозки и расчетов.
VII раздел регулирует прямое смешанное сообщение с участием других видов транспорта.
Раздел VIII посвящен вопросам выполнения предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования различных транспортно-экспедиционных операций и услуг, связанных с перевозкой.
IX раздел регламентирует вопросы ответственности предприятий и организаций автотранспорта, а также грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров и граждан, пользующихся автомобилями, предоставленными напрокат. Здесь нормируется ответственность за невыполнение плана перевозок и принятого к исполнению разового заказа, за просрочку в доставке и за не сохранность перевозимых грузов и багажа; ответственность за простой подвижного состава и невыполнение условий перевозки, а также рассматриваются вопросы, касающиеся порядка составления актов, предъявления претензий и исков, вытекающих из перевозки.
Последний, Х раздел состоит из одной статьи, в которой определяется порядок осуществления контроля за работой автомобильного транспорта.
Действие УАТ распространяется на все перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты автотранспортными предприятиями и организациями. Исключение составляют перевозки, осуществляемые автотранспортными предприятиями и организациями Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР.
Экономические реформы потребовали дополнения положений, заложенных в Уставе, новыми, регламентирующими автотранспортную деятельность в условиях рынка.
В настоящее время ведется работа над проектом Закона РФ «О автотранспортной деятельности», которые определит статус субъектов автотранспортной деятельности и структуру подотрасли, задачи, принципы и механизмы государственного управления на автотранспорте, порядок регулирования автотранспортной деятельности. Условия выполнения отдельных видов перевозок и ответственность участников перевозок будет определять новый Устав автомобильного транспорта.
После введения в действие этих законов станет возможным принятие комплекса подзаконных актов: Правил выполнения перевозок пассажиров и грузов, Инструкций, Положений, других документов, которые составят обновленную нормативно-правовую базу автотранспортной подотрасли.