4. Государственное регулирование автотранспортной деятельностью.
Отношения в области автотранспортной деятельностью регулируется федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, ( Гражданский кодекс Российской Федерации, Устав (кодекс) автомобильного транспорта, правила перевозок грузов и т.д.), принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, а также международными договорами РФ.
Правовые акты, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации, по техническим вопросам автотранспортной деятельности, в том числе определяющие правила использования транспортных средств, безопасность и правила дорожного движения, экологическую безопасность, являются обязательными для всех юридических лиц и граждан на территории РФ.
Автомобильный транспорт России в настоящее время представлен всеми формами собственности на имущество предприятий (здания и сооружения, подвижной состав), в том числе:
государственной, находящейся в федеральном ведении или в ведении субъектов Российской Федерации;
муниципальной, находящейся в ведении органов местного самоуправления;
акционерной с тем или иным соотношением государственного и частного капитала;
частной;
смешанной, в т.ч. с привлечением иностранного капитала.
Вопросы делегирования полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности регулируются постановлением Правительства Российской Федерации «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» от 10.02.94 № 96. Условия приватизации предприятий автомобильного транспорта, имеющих мобилизационные задания (часть имущества этих предприятий предназначена для укомплектования автомобильных колонн войскового типа, для нужд Министерства обороны Российской Федерации и выполнения мобилизационных заданий), изложены в приложении № 1 к распоряжению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 07.12.92 №1041-р, «Положение о приватизации предприятий автомобильного транспорта, имеющих мобилизационные задания».
Важнейшими задачами государственного управления автотранспортной деятельностью в области перевозок грузов являются:
обеспечение уровня предложения автотранспортных услуг, достаточного для удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц. Это предполагает определение порядка допуска к автотранспортной деятельности, обеспечение свободы выбора профессионального перевозчика или же использования собственных автотранспортных средств, а также поддержку социально значимых видов перевозок;
установление и контроль выполнения правил справедливой конкуренции на рынке автотранспортных услуг, в частности путем организации подготовки и введения в действие законодательных актов, правил, норм, стандартов и других нормативных документов, регламентирующих перевозочную деятельность на территории России;
повышение качества работ и услуг при перевозке грузов;
повышение конкуренции российских перевозчиков на рынке международных перевозок и защита внутреннего рынка автотранспортных услуг;
создание условий для безопасного и экологически безвредного осуществления автотранспортной деятельности.
Органом государственного управления автотранспортной деятельностью на федеральном уровне является Департамент автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Контроль автотранспортной деятельности и регулирование рынка автотранспортных услуг с учетом их предложения на региональном уровне выполняют территориальные отделения Департамента Российской транспортной инспекции Минтранса России, а также соответствующие органы управления транспортом в субъектах Российской Федерации. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты по вопросам функционирования муниципального автомобильного транспорта, не противоречащие федеральным законам, предусматривают в местных бюджетах расходы на обеспечение автотранспортной деятельности.
Региональные и муниципальные органы управления транспортом не вправе устанавливать правила, создающие конкурентные преимущества для отдельных перевозчиков или видов транспорта и отличающиеся от единых правил, действующих на территории Российской Федерации.
Государственная поддержка направляется на обеспечение потребностей в автотранспортных услугах в тех сегментах рынка, где уровень их предложения недостаточен. Так, например, в сфере городских и пригородных перевозок целесообразно устанавливать относительно низкие тарифы на социально-значимые перевозки грузов: хлеба, молока, обслуживание детских учреждений, больниц и т.п. В этих случаях на договорной основе с муниципальными органами управления предусматриваются условия финансовой поддержки предприятий транспортам, средств местных бюджетов. При прочих равных условия такая поддержка должна в первую очередь предоставляться перевозчикам, обеспечивающим наиболее эффективное ее использование по назначению, а Российской Федерации также применяющим безопасные и экологически совершенные технологии, транспортные средства и топливо.
В настоящее время на территориях субъектов Российской Федерации производители транспортных работ услуг, как правило, разобщены. Особое неудобство трудности от этого испытывают вновь образованные малые предприятия, индивидуальные предприниматели» наемные работники. Формулировать и защищать законные интересы таких юридических и физических лиц могут их соответствующие некоммерческие объединения виде ассоциаций и союзов. Совместно с обществами потребителей и органами власти они формируют балам интересов в области транспорта. В ряду решаемых им задач, как правило, находятся:
защита прав и интересов предпринимателей, осуществляющих автотранспортную деятельность;
обеспечение свободного доступа к нормативной литературе и получения квалифицированной юридической помощи;
создание транспортных бирж;
организация межрегионального сотрудничества;
общественный надзор за соблюдением органами государственного управления законодательных и нормативных актов, регулирующих вопросы предпринимательства.
Объединения перевозчиков, потребителей транспорт , ных услуг или иных участников транспортной деятельности могут привлекаться к решению конкретных задач управления при условии, что это не создает отдельным организациям или гражданам преимуществ в осуществлении перевозок и не приводит к недобросовестной конкуренции.