1. Общие понятия права. Правовые нормы.
Всякая правовая норма-это прежде всего определенное правило поведения в обществе, в социальных, т. е. общественных отношениях. Она либо требует от гражданина или организации определенного поведения (т. е. выполнения тех или иных действий, а иногда воздержания от них), либо разрешает им совершение действий по их собственному усмотрению.
Так, существует правовая норма, в силу которой автотранспортные предприятия и организации обязаны систематически улучшать свою экономическую работу, совершенствовать методы перевозок и изыскивать дополнительные резервы для снижения себестоимости и повышения рентабельности перевозок. Настоящая норма предписывает автотранспортным предприятиям определенное активное поведение. Напротив, если сказано, что не допускаются к перевозке в качестве ручной клади огнеопасные и взрывчатые вещества, то это означает, что пассажир должен воздержаться от подобных действий. Правовая норма, согласно которой пассажир имеет право объявить при сдаче багажа его ценность, предоставляет пассажиру возможность действовать по собственному усмотрению.
Правовая норма представляет собой обычно такое правило поведения, которое установлено государством в лице его компетентных органов власти и управления. Следовательно, правовые нормы носят государственно-властный характер, т. е. они как предписания государства обязательны для граждан, должностных лиц, предприятий и организаций, органов управления и вообще всех граждан и организаций, на которых они рассчитаны.
Правовая норма содержит предписания общего характера. Это значит, что она рассчитана не на какое-либо конкретное лицо, а на всех тех граждан и организации и во всех тех случаях, которые подпадают под ее действие. Например, если в правовой норме указано, что грузоотправители обязаны осуществлять погрузку автомобилей в установленные сроки, значит, такая обязанность лежит на всех вообще грузоотправителях, пользующихся автомобильным транспортом. Этим признаком правовая норма отличается от других юридических обязательных актов, которые адресованы конкретному лицу и распространяются только на него (например, указание вышестоящей организации, данное конкретному автотранспортному предприятию).
Поскольку правовая норма содержит предписания общего характера, она всегда рассчитана на длительное или многократное применение.
Посредством правовой нормы определенным образом направляется поведение участников общественных отношений. обеспечивается нормальное развитие последних, осуществление прав и исполнение обязанностей граждан и организаций. Поэтому правовая норма является регулятором общественных отношений. Так, посредством правовых норм регулируются отношения автотранспортных предприятий друг с другом, с грузоотправителями (грузополучателями), пассажирами, предприятиями других видов транспорта и т. д.
Важнейшая особенность правовой нормы состоит в том, что ее предписания охраняются государством от нарушений. В абсолютном большинстве правовые нормы исполняются точно и добросовестно. Однако имеют место случаи неисполнения, ненадлежащего исполнения либо иного нарушения предписаний правовых норм. Тогда государство в лице своих органов власти, управления и иных органов применяет меры, направленные на понуждение к исполнению правовой нормы, в том числе возложения ответственности на нарушителя.
Таким образом, можно дать следующее определение правовых норм. Правовые нормы—это правила поведения, установленные государством, содержащие государственно-властные предписания общего характера, которые регулируют общественные отношения и охраняются от нарушений силой государственного принуждения.
Новый Гражданский кодекс РФ установил правило, по которому хозяйственные органы, товарищества и производственные кооперативы могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Это дает большинству коммерческих организаций возможность менять свой профиль деятельности, не испрашивая чьего-либо разрешения и не меняя своих уставных документов. Вместе с тем в соответствии с п.2 ст.49 Гражданского кодекса для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение – лицензия.
Порядок выдачи лицензий будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» до принятия и вступления в силу федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
До настоящего времени практика регулирования процесса лицензирования основана на большом количестве нормативно-правовых актов, изданных государственными органами различного уровня. В настоящий момент в этой сфере действует около 150 нормативных актов, принятых только на уровне Российской Федерации, и еще большее количество актов принято на региональном уровне.
Принимаемые по инициативе различных министерств, государственных комитетов, других ведомств правительственные постановления о введении лицензирования отдельных видов деятельности часто не предусматривали четкого порядка лицензирования, что зачастую позволяло трактовать эти нормативные акты с позиции ведомственных интересов. Это касается прежде всего лицензионных требований, условий прекращения или приостановления действия лицензии, размера и порядка взимания лицензионного сбора и использования поступающих средств, ответственности органа, выдавшего лицензию, и др.
В результате порядки лицензирования одних и тех же видов деятельности в разных регионах России отличаются друг от друга. Имеются факты чрезмерного усложнения лицензионных условий и требований представления дополнительных документов о деятельности тех или иных юридических лиц, установления неоправданно высоких лицензионных сборов, уплата которых делается обременительной, особенно по малого бизнеса.
Поэтому было решено упорядочить порядок лицензирования. Проект постановления принят Правительством РФ 24 декабря 1994 г. В этом документе определяется порядок ведения лицензионной деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, а также органы исполнительной власти, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.
Однако следует учитывать, что действие этого постановления не распространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен законодательными актами Президента РФ. К таким видам деятельности относится, например, банковская, частная сыскная и охранная, таможенная подакцизными товарами и др.
Указанным постановлением установлен единый порядок взимания платы за рассмотрение заявлений и выдачу лицензий. При этом размер платы предполагается определять исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности.
Плата за рассмотрение заявления и плата за выдачу лицензии поступает в доход бюджета, за расчет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.
За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения – лицензии, если такое разрешение (лицензия) обязательно, а также с нарушением условий лицензирования (незаконное предпринимательство) с 1 июля 1993 г. установлена уголовная ответственность (статьи 1624, 1625, Уголовного кодекса РФ).
Использование методов финансово-экономического регулирования деятельности при управлении регионами и хозяйствующими субъектами предполагает создание эффективных экономических механизмов стимулирования деятельности, в связи с этим и должна проводиться разработка экономических мер, стимулирующих работу по обеспечению безопасности дорожного движения. Систематическая оценка эффективности регулирующих мероприятий и их влияние на развитие показателей уровня организации труда, производства и управления зависит от выбора методов лицензирования транспортной деятельности и создаваемой при этом информационной базы.
Одна из конкретных проблем отрасли - совершенствование системы повышения квалификации автомобильных кадров. В этой области накоплен определенный опыт, основу которому положил совместный приказ Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11 марта 1994 г. № 13/11, которым было утверждено «Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта». Дальнейшее развитие процесс подготовки кадров получил с выходом приказа Министерства транспорта от 22. Об. 98 г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
Таким образом, созданная в настоящее время нормативно-правовая база в области предъявления квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям позволяет лицензионным органам предъявлять существующие требования и влиять на профессиональный уровень перевозчиков. В свою очередь, соответствующая квалификационная подготовка кадров оказывает влияние на уровень принимаемых решений при выборе методов и направлений организации перевозочного процесса. Это является актуальной проблемой, поскольку процесс обучения позволяет дать слушателям необходимый уровень знаний для осуществления руководства перевозкой грузов и пассажиров автомобильным транспортом, что должно способствовать нормальному функционированию рынка транспортных услуг и защите прав потребителей, обеспечению безопасности движения и соблюдению экологических норм при эксплуатации транспорта.
Представляется, что методы лицензирования, несомненно, должны оказывать влияние на процесс совершенствования организации труда, производства и управления.
Так, например, организация труда затрагивает такие вопросы, как совмещение профессий, разделение труда, рациональное использование рабочего времени, повышение трудовой и дорожно-транспортной дисциплины, повышение безопасности труда, соблюдение режима труда и отдыха, подготовка и повышение квалификации кадров.
Организация производства предполагает выбор и построение методов организации автомобильных перевозок, способов технического обслуживания и ремонта подвижного состава, повышение культуры обслуживания.
Организация управления производством обуславливает рациональное построение структурных подразделений и численности аппарата управления, достижения ритмичности производства и стабильности кадров.
Совершенствование процессов организации труда, производства и управления оказывает положительное влияние на улучшение экономических показателей предпринимательской деятельности, что в конечном итоге влияет на обеспечение безопасности дорожного движения. Поскольку квалификационные требования, предъявляемые к специалистам и индивидуальным предпринимателям, неразрывно связаны с организацией труда, производства, управления и являются обязательным условием выполнения лицензируемого вида деятельности, то это представляет собой метод государственного регулирования. Однако здесь жесткий механизм государственного регулирования позволяет улучшить экономические показатели что, в свою очередь, является экономическим механизмом стимулирования деятельности хозяйствующего субъекта.
Вопросы экономического и финансового управления БДД в настоящее время очень актуальны.
В связи с этим представляется, что отечественной теории или науке необходимо больше внимания уделять вопросам создания экономических механизмов стимулирования деятельности по ОБДД; управления БДД средствами ценовой и налоговой политики; дифференциации страховых сборов, в соответствии с уровнем риска, определяющим вероятность возникновения ДТП; оценки эффективности различных видов деятельности в сфере ОБДД и определения цены вреда, вносимого автотранспортом и неэффективными технологиями управления его безопасностью.
Схема №1. Методы государственного управления безопасности дорожного движения.