2.1. Правила по охране труда на автомобильном транспорте

Утверждены Министерством Транспорта Российской Федерации 3 декабря 1995 г. Приказ № 106  (извлечение)

2.1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

2.1.1.1. Все операции по техническому обслуживанию и ремонту должны выполняться с соблюдением настоящих Правил.

2.1.1.2. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей производится на специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми устройствами, приборами и приспособлениями, инвентарем согласно Табелю.

2.1.1.3. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания и ремонта осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

После постановки автомобиля на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, под колеса подложить специальные упоры (башмаки) не менее двух. На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать - работают люди». На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства.

2.1.1.4. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемников должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать - под автомобилем работают люди».

2.1.1.5. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

2.1.1.6. В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой или др.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и т.д.), о моменте начала перемещения автомобиля с поста на пост.

2.1.1.7. Включение конвейера для перемещения автомобилей с поста на пост разрешается только после включения сигнала (звукового, светового) диспетчером или специально выделенным лицом. Посты должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера.

2.1.1.8. Пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания или ремонта разрешается осуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю, назначенному приказом и прошедшему инструктаж.

2.1.1.9. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза.

После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

2.1.1.10. Работники, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

2.1.1.11. При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.

2.1.1.12. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т.п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

2.1.1.13. Запрещается:

2.1.1.14. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долива  в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

2.1.1.15. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

2.1.1.16. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находиться на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

2.1.1.17. Переносные деревянные лестницы-стремянки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

2.1.1.18. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой.

2.1.1.19. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укреплять автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

2.1.1.20. Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более (для женщин 10 кг и более) необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

2.1.21. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.

2.1.1.22. Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

2.1.1.23. Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также резервуары для их хранения, перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

2.1.1.24. Работник, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, должен быть обеспечен спецодеждой, шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник.

Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.

К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать веревку, страхуя работающего в резервуаре.

2.1.1.25. Ремонтировать топливные баки, заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под горючих жидкостей можно только после полного удаления их остатков и обезвреживания.

2.1.1.26. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

2.1.1.27. Для перегона автомобилей на посты диагностики, технического обслуживания и ремонта, включая проверку тормозов, должен быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по предприятию.

2.1.1.28. В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается:

2.1.1.29. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

2.1.1.30. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и т.п.) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

2.1.1.31. Настоящие правила должны соблюдаться и при техническом обслуживании или ремонте проводимом вне предприятия.

2.1.2. Дополнительные требования при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, работающих на газовом топливе.

2.1.2.1. Техническое обслуживание, диагностика и ремонт автомобилей, работающих на газовом топливе, могут производиться в одном помещении с автомобилями, работающими на жидком топливе, при условии выполнения п.3.1.3 настоящих Правил.

2.1.2.2. Автомобили, работающие на газовом топливе, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода их на работу на бензин (дизельное топливо).

Для перевода работы двигателя на бензин необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания (до полной остановки двигателя), после чего перекрыть магистральный вентиль и включить подачу бензина. Для перевода с газодизельного топлива на дизельное необходимо нажатием кнопки (рычагом) перевести двигатель на работу на дизельное топливо, а затем перекрыть кран, подающий газ.

Расходные вентили не следует оставлять в промежуточном состоянии: они должны быть или полностью открыты, или полностью закрыты.

2.1.2.3. Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.

2.1.2.4. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту необходимо:

2.1.2.5. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

2.1.2.6. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле следует производить в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами) и удовлетворяющим требованиям, изложенным в п.3.1.3 настоящих Правил.

2.1.2.7. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы -снять с автомобиля и направить на проверку в специальную мастерскую (на специализированный участок).

2.1.2.8. Газопроводы должны соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.

2.1.2.9. При проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом топливе запрещается:

2.1.2.10. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

2.1.2.11. При техническом обслуживании, ремонте и заправке газовой аппаратуры, работающей на сжиженном нефтяном газе, необходимо соблюдать меры предосторожности от попадания струи газа на открытые части тела.

2.1.16. Освидетельствование газовых баллонов и испытание топливной системы автомобиля, работающего на газовом топливе.

2.1.16.1. Баллоны для сжатого природного газа и сжиженного нефтяного газа должны подвергаться испытаниям (освидетельствованию) в сроки:

2.1.16.2. Испытания баллонов и топливной системы автомобиля, работающего на газовом топливе, должны выполняться специально обученным персоналом, согласно требованиям действующего законодательства.

2.1.16.3. Помещения и оборудование пункта для испытания газовых баллонов и топливных систем автомобилей, работающих на газовом топливе, должны соответствовать действующему законодательству.

2.1.16.4. Посты для проведения испытаний газовых баллонов и топливных систем автомобилей, работающих на газовом топливе, должны быть оборудованы автоматической звуковой и световой сигнализацией.

2.1.16.5. При испытании газовых баллонов и топливной системы автомобиля, работающего на газовом топливе, все операции должны выполняться в строгой технологической последовательности.

2.1.16.6. Газовые баллоны перед испытаниями должны быть освобождены от газа и продуты инертным газом или воздухом.

2.1.16.7. Выпуск сжатого воздуха из испытываемых баллонов должен осуществляться через специальное устройство с шумопоглотителем.

2.1.16.8. К пульту управления подачей воздуха должен быть исключен доступ посторонним лицам во избежание случайной подачи воздуха под высоким давлением.

2.1.16.9. Запрещается:

2.3.1. Эксплуатация автомобилей

2.3.1. Движение по территории предприятия, подготовка к выезду и работа на линии

2.3.1.1. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контролера) поставлен в нейтральное положение.

2.3.1.2. Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, предварительно необходимо отключить и отсоединить элементы подогрева.

2.3.1.3. Пуск двигателя автомобиля производится при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается в исключительных случаях.

2.3.1.4. При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

2.3.1.5. Управлять транспортными средствами на территории предприятия разрешается только водителям или лицам, назначенным приказом по предприятию, имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом транспортного средства.

2.3.1.6. Скорость движения транспортных средств по территории не должна превышать 20 км/ч и обеспечивать безопасность движения, а в помещениях - не более 5 км/ч.

2.3.1.7. Работодатель обязан выпускать на линию технически исправные транспортные средства, укомплектованные в соответствии с требованиями настоящих Правил, что подтверждается подписями в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию, и водителя.

2.3.1.8. Работодатель обязан перед выездом информировать водителя об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении водителя в рейс продолжительностью более 1 суток - проверять укомплектованность автомобиля дополнительными приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность.

2.3.1.9. Работодатель не имеет права:

2.3.1.10. При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух суток работодатель обязан приказом назначить лицо, ответственное за охрану труда. Выполнение требований этого ответственного лица обязательно для всех водителей этой группы автомобилей.

2.3.1.11. При остановке на отдых вне населенных пунктов лицо, ответственное за охрану труда, должно организовать дежурство для контроля за соблюдением правил охраны труда и противопожарной безопасности.

2.3.1.12. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.

2.3.1.13. Проезд в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим (получающим) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

2.3.1.14. Запрещается:

2.3.1.15. Лица, находящиеся в автомобиле, обязаны выполнять требования водителя.

2.3.1.16. В случае обнаружения водителем при работе на объектах грузоотправителя или грузополучателя грубых нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю, он обязан поставить об этом в известность лицо, отвечающее за погрузку (разгрузку).

2.3.1.17. При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения — выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки).

2.3.1.18. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях

2.3.1.19. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить три человека - водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координирующее их работу.

При этом водитель подает автомобиль назад самым малым ходом, строго выполняя команды координирующего лица.

В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.п.) сцепку разрешается проводить одному водителю. В этом случае он должен:

2.3.1.20. Перед началом движения задним ходом нужно зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.

2.3.1.21. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении, запрещается для отключения коробки передач пользоваться педалью сцепления.

2.3.1.22. Сцепка и расцепка производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться по одной прямой.

2.3.1.23. Борта полуприцепов должны быть при сцепке закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны; полуприцеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа.

2.3.1.24. Соединительные шланги и электропровода должны быть подвешены при помощи оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке.

2.3.1.25. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат;

2.3.1.26. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами.

Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется из конкретных условий и конуса осыпания грунта, что оговаривается в договоре на производство работ и доводится до сведения водителя.

2.3.1.27. При ремонте автомобиля на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля.

2.3.1.28. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 15-30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

2.3.1.29. Перед подъемом части автомобиля домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под не поднимаемые колеса упоры (башмаки) в распор, не менее двух, удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери.

2.3.1.30. При вывешивании автобуса с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него подставку (козелок) и опустить на нее кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

2.3.1.31. Запрещается:

2.3.1.32. При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо в окна диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

2.3.1.33. Водитель перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом должен убедиться в отсутствии утечки топлива или устранить ее.

2.3.1.34. Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) водитель должен требовать, а грузоотправитель обязан выделять человека для организации движения автомобиля.

2.3.1.35. Работа автомобилей на строительных площадках, территории промышленных предприятий и т.п. допускается только с разрешения ответственных лиц этих объектов.

Перед направлением на работу в карьер водитель должен быть дополнительно проинструктирован в соответствии действующим нормативно-правовым актом.

2.3.1.36. При движении на поворотах водитель автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4 объема, обязан снизить скорость до минимальной величины, для исключения возможности опрокидывания.

2.3.1.37. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни.

2.3.1.38. Буксировка неисправных автомобилей должна осуществляться в соответствии с действующим нормативно-правовым актом.

2.3.1.39. Для предотвращения возникновения пожара на автомобиле запрещается:

2.3.1.40. Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

2.3.1.41. Перед началом работы автокран, автомобиль с монтажным подъемником и т.п. должен устанавливаться на горизонтальной площадке с обязательной установкой выдвижных опор. Под башмаки опор должны подкладываться специальные деревянные подкладки.

Запрещается:

2.3.1.42. На местах заправки автомобиля топливом должны выполняться требования действующих нормативно-правовых актов, основные положения которых должны быть вывешены на видном месте.

2.3.1.43. На заправочном пункте запрещается:

7.7. Инструменты и приспособления

7.7.1. Ручные инструменты (молотки, зубила, пробойники и т.п.) не должны иметь:

Длина зубила должна быть не менее 150 мм, а длина крейцмейселя, бородка, керна - не более 150 мм.

Молотки и кувалды должны быть надежно насажены на деревянные ручки и расклинены заершенными металлическими клиньями, а напильники и стамески должны иметь деревянные ручки с металлическими кольцами на концах.

Запрещается пользоваться неисправными приспособлениями и инструментом.

7.7.2. Ключи должны иметь параллельные неизношенные и несточенные губки.

7.7.3. Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

7.7.4. Для переноски инструментов, если это требуется по условиям работы, рабочему должна выдаваться сумка, или легкий переносной ящик, или специальная передвижная тележка.

7.7.5. Перед началом работы следует проверить все инструменты, неисправные заменить.

7.7.6. Электроинструменты должны храниться в инструментальной и выдаваться рабочему только после предварительной проверки совместно с защитными приспособлениями: резиновые перчатки, коврики, диэлектрические галоши и т.д.

7.7.7. Металлические корпуса электроинструментов, питающихся от сетей напряжением выше 42 В переменного тока и выше 110 В постоянного, в помещениях с повышенной опасностью, особо опасных и наружных установок должны быть заземлены или занулены, за исключением электроинструментов с двойной изоляцией или питающихся от разделительных трансформаторов.

7.7.8. Электрический инструмент, работающий от сети с напряжением выше 42 В, должен иметь шланговый провод или многожильные гибкие провода типа ПРГ с изоляцией, рассчитанной на напряжение не ниже 500 В, и штепсельную вилку с удлиненным заземляющим контактом.

7.7.9. Проверка контрольными приборами состояния изоляции проводов, защитного заземления электрических инструментов и переносных электрических ламп проводится в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами специально выделенными электриками (квалификационной группы не ниже III) не реже одного раза в 6 месяцев; результат проверки фиксируется в журнале.

Hosted by uCoz