4. Автобусные маршруты и линейные сооружения.

Маршрутом называется  регламентированный путь следования подвижного состава при выполнении перевозок.

Автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные (см. схему 4.).

Схема 4. Классификация автобусных маршрутов.

Автобусные маршруты
           
           
По характеру маршрута По виду сообщений  По расположению на территории  По назначению По форме организации По времени действия
           
  Городские   Кольцевые    Диаметральные   Экскурсионные    Маршрутные   Постоянные
           
  Пригородные   Масштабные   Радиальные   Туристские   Заказные   Сезонные (временные)
           
  Местные (сельские)     Полу диаметральные   Служебные    Прямые  
           
  Между городные     Вылетные   Школьные   Cмешанные  
     
  Между народные    Тангенсальные   Вахтовые
   
  Кольцевые   Специальные пассажирские
   
  Периферийные  

К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным – проходящие за пределы черты города на расстоянии до 50 км включительно, к междугородным – за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстоянии более 50 км. Кроме того, пригородные и междугородные маршруты подразделяются на:

Среди пригородных и междугородных выделяются сельские автобусные маршруты, к которым относятся маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортов, два и более районных центров между собой в случае, если один из них является селом. К сельским относятся также маршруты проходящие внутри сельских населенных пунктов. Сельский населенный пункт, находящийся на расстоянии до 3 км от автобусной остановки, относится к пункту, обслуживаемому автобусным сообщением.

Все автобусные маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Движение автобусов на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных – в течение определенного периода времени (сезона). К сезонным относятся также автобусные маршруты, осуществляемы к дачным и садово-огородным участкам. Движение автобусов на постоянных и сезонных маршрутах может организовываться факультативно, в определенные дни недели в зависимости от пассажиропотока. На сезонных маршрута к дачным участкам в случае необходимости по решению администрации района (города) организуется факультативные рейсы в зависимости от сложившегося пассажиропотока и состояния дороги, обеспечивающего безопасность движения.

По характеру маршруты могут быть маятниковыми и кольцевыми (рис.1).

Рисунок 1. «Маршруты движения»

а – маятниковый б – кольцевой

Маятниковым называют такой маршрут, при котором путь следования подвижного состава в прямом и обратном направлениях проходит по одной и той же трассе. 

Кольцевым называется такой маршрут, при котором путь следования составляет замкнутый контур.

При выполнении городских перевозок понятие маршрута соответствует участку улиц или дорог, по которому осуществляется регулярное движение от начальной до конечной остановок.

Маршруты в зависимости от их расположения  на территории обслуживания района разделяются на: диаметральные, соединяющие периферийные районы города и проходящие через центр; радиальные, соединяющие периферийные районы города с центральной его частью; полу диаметральные, проходящие через центр и городские районы, но не диаметрально расположенные; кольцевые; тангенсальные, соединяющие отдельные периферийные  районы и  не проходящие через центр; вылетные, выходящие за пределы обслуживающего района, но по характеру соответствующие основным маршрутам городской транспортной сети (рис.2).

Рисунок 2. «Подразделение маршрутов в зависимости от расположения на территории города».

1-диаметральный; 2-радиальный; 3-полудиаметральный; 4-вылетной; 5-тангенсальный; 6-кольцевой; 7-периферийный.

Маршруты движения разбиваются на перегоны. Перегоном называется участок маршрута между двумя смежными остановочными пунктами. Длина перегонов на городских маршрутах принимается равной 300 – 700 метров, на пригородных 700  - 1500 метров, а на междугородных – соответственно расстоянию между крупными населенными пунктами.

Остановочные пункты разделяются на конечные (в начале и в конце маршрута) и промежуточные. Промежуточные в свою очередь могут  быть: постоянными – в пунктах с постоянным и достаточным пассажирообменом; временным, когда пассажирообмен непостоянен во времени по часам суток – около театров, концертных залов, стадионов – или  по сезонам года – в курортных районах летом у пляжей, достопримечательностей и т.д.; по  требованию пассажиров на перегонах значительной протяженности в пунктах, где имеется незначительный, но периодически возникающий пассажирообмен. Все промежуточные остановки делятся на обычные и узловые, где происходит пересечение нескольких маршрутов и пассажиры осуществляют пересадки с одного маршрута или вида транспорта на другой.

Места размещения остановочных пунктов определяются с учетом распределения пассажирских потоков по участкам маршрута, обеспечения безопасности движения, удобств высадки – посадки пассажиров и согласовываются с органами Госавтоинспекции. На городских маршрутах с интенсивным движением транспортных средств остановочные пункты, как правило, размещаются за перекрестками. Затраты времени пассажиров на подход к остановочным пунктам в городах по возможности не должны превышать 10 – 15 минут с учетом маршрутов всех видов городского транспорта. Если на отдельных участках совмещаются несколько городских маршрутов при высокой частоте движения, следует организовать сдвоенные остановочные пункты, причем впереди обычно  располагают остановки маршрутов с более высокой частотой движения.

Расстояние между остановочными пунктами  выбирается с учетом того, что, с одной стороны, небольшие перегоны  обеспечивают наименьшие затраты времени на подход к остановочному пункту, но, с другой стороны, при таких перегонах скорость сообщения снижается и увеличивается продолжительность самой поездки. Длинные перегоны способствуют повышению скорости доставки пассажиров, но одновременно увеличивают время подхода к остановкам.

Выбор любого вида маршрута (городского, пригородного, междугородного, местного) проводится с соблюдением следующих   требований: трассы автобусных маршрутов должны проходить через пасажиропоглащающие пункты  по кратчайшим расстояниям; они  должны обеспечивать минимальные затраты времени на поездку пассажиров, а также возможность и удобство пересадки на другие виды транспорта; протяженность маршрутов устанавливается в зависимости от величины пассажиропотоков и рентабельности перевозок. Необходимо помнить, что маршруты большой протяженности обеспечивают беспересадочное сообщение между периферийными районами населенного пункта и высокую эксплутационную скорость, а короткие маршруты – более равномерную загрузку автобусов на протяжении всего маршрута и более регулярное движение. Открытию автобусных маршрутов предшествует большая подготовительная работа, которая должна включать в себя: выявление возможного пассажирооборота; выбор трассы маршрута; обследование дорожных условий; определение мест расположения остановочных пунктов; разработку технико-экономических обоснований целесообразности открытия маршрута; составление паспорта автобусного маршрута.

Ожидаемый пассажирооборот устанавливается путем анкетного обследования, опроса населения, прогнозирования и ориентировочного расчета. Трассу маршрута выбирают по предполагаемым и желательным направлениям перемещения пассажиров в соответствии с требованиями безопасности движения  и дорожными условиями. Новые маршруты могут быть организованы, если состояние дорог и их обустройство соответствуют требованиям безопасности движения. Проезжая часть улиц и дорог должна иметь ширину, обеспечивающую безопасный разъезд автобусов со встречными транспортными средствами без снижения скорости. Пропускная способность искусственных сооружений должна соответствовать массе и габаритам автобусов. Для оценки дорожных условий создается комиссия из председателей служб эксплуатации автотранспортных объединений, работников дорожных органов и Госавтоинспекции. По результатам проверки составляется акт.

После выбора трассы маршрута определяют месторасположение  остановочных пунктов с учетом наличия достаточного пассажирообмена, пешеходной доступности их, безопасного размещения и обеспечения минимального общего времени, затрачиваемого пассажиром при использовании транспортом (время подхода, ожидания, следования в автобусе и передвижения от конечного пункта).

Открытие маршрута должно сопровождаться четким технико – экономическим обоснованием целесообразности его. Открыть маршрут легче, чем закрыть. В целом, автобусное движение в городах  и населенных пунктах открывается с разрешения Министерства транспорта по представлению технико–экономических обоснований.

Согласно Уставу автомобильного транспорта, открытие и закрытие автобусных маршрутов производится:

За 10 дней до открытия или закрытия движения для сведения пассажиров должны быть вывешены объявления на начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах, а также на автовокзалах и автостанциях. О намеченных изменениях маршрутов и остановочных пунктов объявления вывешиваются не позднее чем за 5 дней до их осуществления.

На каждый автобусный маршрут составляется паспорт. Паспорт маршрута – основной документ, характеризующий трассу маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений; путь следования; наличие остановочных пунктов; характеристику дороги; выполнение основных эксплутационных показателей; тарификацию маршрута. В паспорте приводятся: схема маршрута, акт замера протяженности маршрута, таблица расстояний между остановочными пунктами маршрута и номера поясов для определения стоимости проезда, характеристика автопавильонов, станций, автовокзалов, диспетчерских пунктов, время начала и окончания движения автобусов, интервалы движения по периодам суток и дням недели, время начала и окончания работы основных предприятий, расположенных вблизи маршрута.

Форма паспорта маршрута, а также порядок его заполнения и ведения оговаривается инструкциями, утверждаемыми министерством транспорта. Паспорт, как правило, состоит из набора стандартных форм, на которых в правом верхнем углу указывается порядковый номер листа и добавляется буквенный индекс, обозначающий пригодность данного листа для того или иного вида маршрута:

В паспорт заносят все изменения, происходящие на маршруте, с указанием причин изменений и поправок. Лист 8ГМП паспорта специально предназначен для этого. В него вносят сведения об укорочении маршрута, введении объездов, изменении остановочных пунктов, временном прекращении движения с указанием причин и т.д.

После начала движения на конкретном маршруте необходимо  организовать наблюдение за работой автобусов и числом перевозимых пассажиров помесячно. затем месячные данные сводят в годовые и вносят в лист 12ГПМ (выполнение основных эксплутационных показателей). Для городских и пригородных перевозок паспорт заполняется в двух экземплярах (один для АТП, другой для объединения), а на межобластные и межреспубликанские – в трех экземплярах (один в Росавтотранспорте).

Маршруты должны оборудоваться указателями. На указателях остановочных пунктов стандартного образца с опознавательным знаком «А», металлических, размером 350х595 мм наносят: наименование остановочного пункта, номера маршрутов, интервалы движения по часам суток и наименование конечного остановочного пункта. При интервале движения, превышающим 20 мин, вывешивают расписание.

Для обслуживания пассажиров, отдыха водителей, кондукторов и контроллеров, а также размещение линейного персонала пассажирской эксплутационной службы  автобусные маршруты имеют линейные сооружения. Простейшими линейными сооружениями являются автопавильоны вместимостью 5 – 20 пассажиров для защиты от дождя, снега, ветра, солнца.  На междугородных и пригородных маршрутах в населенных пунктах, расположенных на трассе маршрута, сооружают кассовые пункты, предназначенные для продажи проездных билетов и справочные пункты целесообразно совмещать с имеющимися автопавильонами.

На конечных и узловых  автобусных пунктах городских маршрутов сооружают служебные автобусные станции, предназначенные для размещения линейного персонала пассажирской эксплутационной службы, контроллеров и отдыхающих водителей. При отсутствии линейных сооружений на конечных остановках их необходимо оборудовать средствами связи или устройствами для фиксации времени прибытия.

Строительство и поддержание в исправном состоянии городских линейных сооружений возлагается на мэрии и городские администрации, а на автомобильных дорогах вне города – на дорожно-эксплутационные службы.

Для обслуживания автотуристов строят мотели и кемпинги. Мотель представляет собой гостиницу для автотуристов, в которой, кроме гостиничных номеров, есть места для хранения, мойки, технического обслуживания и мелкого ремонта легкового транспорта личного пользования. Кемпинги – это специальные лагеря для автотуристов, расположенные в живописных местах и имеющие элементарные удобства для размещения и проживания автотуристов.

Hosted by uCoz